а) выдача патента на основе неподтвердившихся данных об однородности и стабильности селекционного достижения, предоставленных заявителем;
б) несоответствие селекционного достижения критериям новизны или отличимости;
в) отсутствие у лица, указанного в качестве патентообладателя, законных оснований на получение патента.
Опираясь на указанные основания, любое лицо вправе обратиться в Госкомиссию с заявлением о признании патента недействительным.
В отличие от признания патента недействительным или аннулировании патента он прекращает свое действие лишь на будущее время, а весь предшествующий период считается действующим. Конкретными причинами такого решения могут служить:
а) несоответствие селекционного достижения условиям однородности и стабильности, наступившее в период действия патента;
б) непредставление патентообладателем по просьбе Госкомиссии в течение 12 месяцев семян, племенного материала, документов и информации, которые необходимы для проверки сохранности селекционного достижения, или непредоставление им возможности проведения инспекции на месте в этих целях;
в) неуплата в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе;
г) непредложение патентообладателем другого подходящего названия селекционного достижения в случае аннулирования прежнего его названия, не соответствующего закону.
Решения Госкомиссии о признании патента недействительным или аннулировании патента может быть обжаловано как самим патентообладателем, так и лицом, подавшим заявление, в судебном порядке. Таковы основные черты патентной формы охраны селекционных достижений, делающей первые шаги на территории РФ.
5.
Правовая охрана рационализаторских приложений
Понятие и признаки рационализаторского предложения.
Наряду с изобретениями и полезными моделями большую роль в совершенствовании применяемой техники и технологий играют рационализаторские предложения, которые являются самым массовым объектом технического творчества. По приводимым в литературе данным, на долю рационализаторских предложений в недавнем времени приходилось почти 70% общей экономики, полученной от использования изобретений и рационализаторских предложений в народном хозяйстве России.1
К признакам охраноспособного рационализаторского предложения относятся: а) техническое решение; б) новизна; в) полезность. Прежде всего, рационализаторское предложение в соответствии с п. 63 Положения 1973 г. должно быть техническим решением задачи.
Это условие считается выполненным, если в предложении и поясняющих его материалах имеются данные, необходимые и достаточные для практического осуществления предложения с помощью известных приемов конструирования (проектирования).2
С другой стороны, рассматриваемый критерий требует, чтобы решение задачи носило технический характер. К ним относятся:
а) изменение конструкции изделий или применяемой техники, например, предложение по изменению размеров деталей и узлов, их иному взаиморасположению, исключению отдельных элементов конструкции и т.д.;
б) изменение состава материала, например, изменение количественного и качественного соотношения ингредиентов, входящих в состав материала, исключение или введение новых компонентов и т.д.
Указанные объекты являются наиболее типичными рационализаторскими предложениями, так как они направлены на модернизацию и усовершенствование применяемой техники и технологии.
Ограничение круга рационализаторских предложений лишь техническими решениями, характерное для советского законодательства с 1973 г., было поколеблено постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по развитию изобретательства и рационализаторской деятельности в РСФСР» от 22 июня 1991 г. В соответствии с п. 5 указанного постановления поощрение авторов может осуществляться «не только за предложения, имеющие технический характер, но и за другие предложения (организационные, управленческие и т.п.), являющиеся новыми для предприятий и приносящие реальную экономическую или иную пользу».
|