Одной из форм неявного соглашения конкурентов придерживаться единой цены на рынке гомогенного блага является ценообразование за лидером. В отличие от модели Штакельберга в данном случае лидер устанавливает не объем своего выпуска, а цену на свою продукцию. В качестве лидера выступает доминирующая по объему производства фирма, имеющая, как правило, более низкие средние затраты, чем аутсайдеры. Лидер устанавливает цену, максимизирующую его прибыль, а все другие фирмы — аутсайдеры воспринимают цену лидера в качестве экзогенного параметра. Аутсайдеры тем самым оказываются в положении конкурентной фирмы, кривая предложения которой совпадает с восходящим участком кривой предельных. Поэтому лидер, выбирая цену, знает, какой объем продукции предложат аутсайдеры по установленной им цене. Следовательно, для определения спроса на свою продукцию лидеру нужно из рыночного спроса вычесть предложение аутсайдеров. В графическом виде лидером изображен на рис.3. Кривая спроса, которая предстает перед лидером, образуется в результате горизонтального вычитания кривой совокупного предложения аутсайдеров Sa из кривой отраслевого спроса D: при Р >= P1 аутсайдеры удовлетворят рыночный спрос без лидера, а при Р < Р0 аутсайдеры уйдут с рынка, оставляя весь спрос лидеру. Точка пересечения кривых
Рис. .3 Ценообразование за лидером
на рынке гомогенного блага |
предельной выручки и предельных затрат лидера определяет цену pl, которая установится на данном рынке. По этой цене аутсайдеры предложат Qa, а лидер —ql ед. продукции. По построению qa + qb = Qå , т.е. pl является равновесной ценой.
Для алгебраического представления ценообразования за лидером примем, что отраслевой спрос характеризуется формулой Q^D = а - bР, функция общих затрат всех аутсайдеров имеет вид ТСA = 0.25QA^2, а лидера — ТСl = k + lql, где qa,ql соответственно выпуск аутсайдеров и лидера.
Аутсайдеры определяют объем своего предложения из равенства Р = МСa, т.е. Р = 0.5QA. Следовательно, их функция предложения имеет вид QA^S = 2Р. Тогда функция спроса на продукцию лидера представляется формулой QL^D = q^d -QA^S = a - bP - 2Ð = a - P(b + 2). Соответственно функция цены спроса на продукцию лидера имеет вид Р = (a - QL)/(b + 2). Следовательно, общая выручка лидера определяется по формуле TRL = (аQL - QL^2)/(b+2), а предельная выручка — MRL = (a - 2QL)/(b + 2). Из равенства mrl = МСL определяется объем выпуска лидера:
(a - 2Q
L
) / (b + 2) = l
Þ
Q
L
= (a - (b + 2)l) / 2.
Подставив этот объем выпуска в уравнение цены спроса на продукцию лидера, найдем равновесную цену:
P* = (a + (b + 2) l) / (2(b + 2)) = a / (4 + 2b) + l / 2.
Иной характер приобретает лидерство на олигопольном рынке гетерогенного блага. Дифференциация продукта ослабляет взаимозависимость олигополистов. Специфическое положение олигополиста на рынке гетерогенного блага связано, в частности, с двумя обстоятельствами. Во-первых, спрос на его продукцию представляется ломаной линией, показанной на рис.4. При изменении цены в интервале {Р’, Р’’} монополистический конкурент находится в положении монополиста. Но если он поднимет цену на свою продукцию выше Р’’, то часть его покупателей уйдет к конкурентам, т. е. будет покупать другую разновидность данного блага. Поэтому по цене P2 у него купят не Q2, a Q1. Соответственно, если цена будет ниже Р’, например P1, то за счет привлечения части покупателей своих конкурентов рассматриваемая фирма сможет продать не Q3, а Q4. Во-вторых, конкуренция между олигополистами, производящими дифференцированные блага, сопровождается вертикальным смещением кривой спроса на их продукцию. Обнаружив уменьшение спроса на свою продукцию, олигополисты в отличие от монополистических конкурентов снижают не объем выпуска, а цену. Когда одна из фирм опускает цену ниже Р, тогда ее конкуренты, обнаружив отток покупателей, тоже снизят цену и вернут потерян-
Рис. 4. Кривая спроса олигополии
на рынке гетерогенных благ в
коротком периоде.
|
Перейти на страницу: 1 2 3
|