Несовершенная конкуренция.

Хорошо продуманная система ценовой дискриминации всегда будет давать фирме-монополисту прибыль большую, чем в случае установле­ния единой цены. Если к тому же фирма-монополист сможет продавать последовательно каждую единицу товара по ее цене спроса, то в этом случае она будет действовать подобно фирме в условиях совершенной конкуренции, так как предельные издержки сравняются с ценой товара. При совершенной конкуренции выпуск фирмы всегда выше, чем у фир­мы-монополиста. Следовательно, проводя ценовую дискриминацию, фир­ма-монополист увеличивает выпуск готовой продукции по сравнению с фирмой, устанавливающей единую цену на все товары.

Ценовая дискриминация нередко используется фирмами на Западе. В ряде случаев она носит систематический характер, когда фир­ма-продавец классифицирует потребителей по вкусам, доходам, воз­расту, месту жительства, характеру работы, и реализует свои товары согласно этой градации.

Однако чаще всего к ценовой дискриминации фирмы прибегает по мере необходимости в ходе конкурентной борьбы с целью привлечения дополнительных покупателей: устанавливаются скидки на крупные оптовые партии, дают предпочтение первым покупателям товара и т. п.

Оценка ценовой дискриминации неоднозначна. Во многих странах отдельные виды запрещены законодательно. Например, в США закон до­пускал фирме-производителю продавать свой товар крупным магазинам по ценам, уровень которых ниже цен, установившихся в розничной торговле (чтобы не допускать разорения мелких магазинов).

В Канаде запрещается ценовая дискриминация только в тех слу­чаях, когда товар одного качества и количества продается по разным ценам.

Предприятия в условиях монополистической конкуренции, олигополии. Монополистическая конкуренция.

Все товаропроизводители обычно стремятся к соответствию производимых и реализуемых на рынке товаров потребительскому спро­су. Если товар не продан, то не получена ни прибыль, ни возмещены издержки производства. До середины XIX века в национальных экономи­ках развитых стран можно сказать господствовала свободная конку­ренция. В этих условиях, объем поставляемой продукции каждым про­изводителем-продавцом был настолько невелик, что он не позволял оказывать влияния на установление рыночной цены на данный вид из­делия. При этом капиталы могли свободно мигрировать между отраслями в поисках более прибыльного своего приложения.

Начиная со второй половины XIX века, постепенно завоевывает позиции несовершенная конкуренция. Она связана с возникновением крупных хозяйственных субъектов (объединений), которые постепенно стали подчинять себе все большую часть отраслевых рынков. Все это сопровождалось процессом концентрации производства (сосредоточение большого количества рабочей силы и объемов производства на крупных предприятиях). В этих условиях сокращается количество производите­лей-продавцов и появляется некоторая возможность влиять на рыноч­ную цену.

Появление и развитие крупных товаропроизводителей в конце XIX века - начале XX века обязано во многом формированию и разви­тию корпоративной частной собственности в виде акционерных об­ществ. Этот процесс сопровождался как концентрация производства и капитала, который характеризуется широким использованием собствен­ных средств, как метода развития фирмы, так и централизацией капи­тала производства путем поглощения конкурентов своей и близких от­раслей производства.

К упрочению несовершенной конкуренции помимо естественного укрупнения фирм, могут привести меры законодательного, государс­твенного регулирования. Ограничения возникают из-за действия патен­тов, дающих почти монопольное право распоряжения новой технологией или продуктом. Все это ведет к изменении в рыночном поведении хо­зяйственных субъектов, в способах ведения рыночной борьбы, которые были обусловлены формированием монополистических рыночных струк­тур.

Появление монополий качественно изменило конкурентные отно­шения. Как мы уже знаем, монополия означает наличие единственного продавца. Если мы допускаем достаточно широкую трактовку понятия "товар", тогда оказывается, что ни один продаваемый в стране товар не продается единственным продавцом. Если мы определяем товар очень узко, то тогда любой продавец оказывается в некотором смысле монополистом, поскольку никогда два продавца не смогут, и не будут предлагать абсолютно одинаковые качественно продукты. Следователь­но, слово "монополия" допускает расширительную трактовку. И нет подходящего способа определить грань, в каждом случае, насколько широко или узко надо определить понятие "товар".

Ни один продавец не является монополистом в самом прямом смысле слова, или, можно сказать, что не существует абсолютно неэ­ластичного спроса. Ни один покупатель не зависит целиком от продав­ца, точно также как и очень редкие продавцы сталкиваются с абсо­лютно эластичными кривыми спроса .Если продавцы поднимают цену, то это приводит к потере части их клиентов, что означает по существу не полную, а только частичную рыночную власть продавцов. При чистой монополии кривая всегда нисходящая.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.