Хорошо продуманная система ценовой дискриминации всегда будет давать фирме-монополисту прибыль большую, чем в случае установления единой цены. Если к тому же фирма-монополист сможет продавать последовательно каждую единицу товара по ее цене спроса, то в этом случае она будет действовать подобно фирме в условиях совершенной конкуренции, так как предельные издержки сравняются с ценой товара. При совершенной конкуренции выпуск фирмы всегда выше, чем у фирмы-монополиста. Следовательно, проводя ценовую дискриминацию, фирма-монополист увеличивает выпуск готовой продукции по сравнению с фирмой, устанавливающей единую цену на все товары.
Ценовая дискриминация нередко используется фирмами на Западе. В ряде случаев она носит систематический характер, когда фирма-продавец классифицирует потребителей по вкусам, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы, и реализует свои товары согласно этой градации.
Однако чаще всего к ценовой дискриминации фирмы прибегает по мере необходимости в ходе конкурентной борьбы с целью привлечения дополнительных покупателей: устанавливаются скидки на крупные оптовые партии, дают предпочтение первым покупателям товара и т. п.
Оценка ценовой дискриминации неоднозначна. Во многих странах отдельные виды запрещены законодательно. Например, в США закон допускал фирме-производителю продавать свой товар крупным магазинам по ценам, уровень которых ниже цен, установившихся в розничной торговле (чтобы не допускать разорения мелких магазинов).
В Канаде запрещается ценовая дискриминация только в тех случаях, когда товар одного качества и количества продается по разным ценам.
Предприятия в условиях монополистической конкуренции, олигополии. Монополистическая конкуренция.
Все товаропроизводители обычно стремятся к соответствию производимых и реализуемых на рынке товаров потребительскому спросу. Если товар не продан, то не получена ни прибыль, ни возмещены издержки производства. До середины XIX века в национальных экономиках развитых стран можно сказать господствовала свободная конкуренция. В этих условиях, объем поставляемой продукции каждым производителем-продавцом был настолько невелик, что он не позволял оказывать влияния на установление рыночной цены на данный вид изделия. При этом капиталы могли свободно мигрировать между отраслями в поисках более прибыльного своего приложения.
Начиная со второй половины XIX века, постепенно завоевывает позиции несовершенная конкуренция. Она связана с возникновением крупных хозяйственных субъектов (объединений), которые постепенно стали подчинять себе все большую часть отраслевых рынков. Все это сопровождалось процессом концентрации производства (сосредоточение большого количества рабочей силы и объемов производства на крупных предприятиях). В этих условиях сокращается количество производителей-продавцов и появляется некоторая возможность влиять на рыночную цену.
Появление и развитие крупных товаропроизводителей в конце XIX века - начале XX века обязано во многом формированию и развитию корпоративной частной собственности в виде акционерных обществ. Этот процесс сопровождался как концентрация производства и капитала, который характеризуется широким использованием собственных средств, как метода развития фирмы, так и централизацией капитала производства путем поглощения конкурентов своей и близких отраслей производства.
К упрочению несовершенной конкуренции помимо естественного укрупнения фирм, могут привести меры законодательного, государственного регулирования. Ограничения возникают из-за действия патентов, дающих почти монопольное право распоряжения новой технологией или продуктом. Все это ведет к изменении в рыночном поведении хозяйственных субъектов, в способах ведения рыночной борьбы, которые были обусловлены формированием монополистических рыночных структур.
Появление монополий качественно изменило конкурентные отношения. Как мы уже знаем, монополия означает наличие единственного продавца. Если мы допускаем достаточно широкую трактовку понятия "товар", тогда оказывается, что ни один продаваемый в стране товар не продается единственным продавцом. Если мы определяем товар очень узко, то тогда любой продавец оказывается в некотором смысле монополистом, поскольку никогда два продавца не смогут, и не будут предлагать абсолютно одинаковые качественно продукты. Следовательно, слово "монополия" допускает расширительную трактовку. И нет подходящего способа определить грань, в каждом случае, насколько широко или узко надо определить понятие "товар".
Ни один продавец не является монополистом в самом прямом смысле слова, или, можно сказать, что не существует абсолютно неэластичного спроса. Ни один покупатель не зависит целиком от продавца, точно также как и очень редкие продавцы сталкиваются с абсолютно эластичными кривыми спроса .Если продавцы поднимают цену, то это приводит к потере части их клиентов, что означает по существу не полную, а только частичную рыночную власть продавцов. При чистой монополии кривая всегда нисходящая.
|