Российская действительность и зарубежный опыт.

Регистрация фирм является не только последней стадией процесса их создания, но и стадией окончательной проверки со стороны государственных органов, правильно ли они созданы. Во время этой проверки особому анализу подвергаются фирмы с участием иностранного капитала. Это достаточно сложная процедура, и для ее упрощения и удешевления инвесторы иногда покупают бездействующую (так называемую спящую) компанию, изменяя при желании ее название, устав и капитал.

Заявка на регистрацию в торговом регистре (реестре) подается по установленной форме и с приложением необходимых документов.

В ходе регистрации осуществляется проверка содержащихся в них данных, в том числе и с помощью запросов регистрируемой фирме. Срок регистрации ограничен 1—3 месяцами. За регистрацию взимается сбор, и только после этого фирма заносится в местный торговый регистр (реестр).

Зарегистрированная за рубежом фирма с российским капиталом затем, на основании постановления Совета Министров СССР № 412, вносится в России в упомянутый реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием (он ведется Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ), а также ежегодно представляет финансовую отчетность для создаваемого в России банка данных по этим предприятиям.

Однако основная масса открывающихся за рубежом фирм с участием российского капитала, основная масса российских покупателей иностранных ценных бумаг в 90х гг. осуществляла вывоз капитала без соблюдения правил, изложенных в постановлении № 412. В результате большинство российских прямых и портфельных инвестиций за рубежом не прошло должного оформления в самой России и не внесено в упомянутый реестр. Остро нуждаясь в иностранной помощи, активно добиваясь отсрочки уплаты долгов, Россия который год не может добиться реального контроля над вывозом предпринимательского капитала и даже не имеет точных сведений о размерах своих зарубежных прямых и портфельных инвестиций.

Причины нарушения законодательства о вывозе капитала.

Главной причиной нарушения законодательства является то, что основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого бегства капитала. Оно особенно характерно для стран с высокой инфляцией, экономическим кризисом, высокими налогами и политической нестабильностью. В этих условиях частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим мотивам, сколько из-за стремления его владельцев поместить его (навсегда или временно) в более стабильной экономике с меньшими налогами. Немалую часть бегства капитала составляют средства, нажитые незаконным путем, вывоз которых за рубеж является одним из способов их «отмывания».

Бегство капитала из России осуществляется законными и незаконными способами. К законному способу можно отнести рост зарубежных активов российских уполномоченных банков. К началу 1994 г. они составили около 20 млрд. долл., увеличившись только за 1992 г. на 4,1 млрд. долл. К незаконному способу нужно отнести непереведенную в Россию экспортную выручку. В 1992 г. ее объем составил около 4,6 млрд. долл. Выявленная контрабанда составила 0,2, а не выявленная, по оценке экспертов,— 2 млрд. долл. Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно использовавшиеся в бартерных операциях, оценивались в 1992 г. в 6,4 млрд. долл. Распространены и авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Наконец, капитал вывозится просто в виде наличной иностранной валюты — в 1993 г. ее вывезено 3,7 млрд. долл., по оценке ГТК РФ". Введение в 1994 г. новых правил заключения внешнеторговых сделок (оформление паспорта сделки в уполномоченном банке, передача банком сведений о параметрах сделки в ГТК РФ) позволяет установить систему единого таможенно-валютного контроля и частично уменьшить нелегальный вывоз капитала.

Можно предположить, что основная часть «убежавшего» из России капитала приняла форму не предпринимательского, а ссудного капитала, оставаясь преимущественно на счетах зарубежных банков, трастов и других финансовых институтов, и не была вложена в создание фирм и покупку крупных пакетов ценных бумаг.

Другая причина отсутствия реального контроля над вывозом капитала заключается в слабости самого российского законодательства о зарубежных инвестициях. Постановление № 412 можно было в свое время рассматривать как прогрессивный, но лишь первый шаг в нужном направлении, за которым должны были последовать более детальные и конкретные законодательные акты в этой области. Однако их до сих пор нет, кроме актов в области валютного регулирования.

Наконец, немаловажная причина состоит в том, что санкции в адрес нарушителей законодательства о вывозе предпринимательского капитала практически не применяются. Постановлением № 412 такие санкции вообще не предусмотрены, но в Законе «0 валютном регулировании и валютном контроле» сказано, что резиденты, нарушившие положения основных статей Закона (в том числе относящихся к вывозу капитала), несут ответственность в виде:

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.