Содержание данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.
Право на защиту произведения от искажения, возникающее с момента его создания и прекращающееся со смертью автора, имеет особое значение на стадии подготовки произведения к обнародованию.
Право на защиту репутации автора, как и всякое субъективное право, имеет свои пределы. Закон предусматривает отдельные случаи, когда нарушение целостности произведения не расценивается как покушение на его неприкосновенность. Например, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования. Возможно воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Во всех случаях произведения используются не в том виде, который им придан авторами, однако нарушением права на защиту репутации автора это, по прямому указанию закона, не считается. Не рассматривается как нарушение данного права и творческая интерпретация произведения исполнителем иди режиссером-постановщиком, если при этом не вносится изменений в форму и содержание произведения. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций, а также преградить дорогу критикам и комментаторам.
Ст. ( 29 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» подчеркивает, что право на защиту репутации автора, как и право авторства, и право на имя, не переходят по наследству, но наследники вправе осуществлять защиту указанных прав.
На практике наследники, а также специально назначенные автором для охраны неприкосновенности лица выходят за рамки чисто охранительных функций и выдают разрешения на внесение в произведение изменений и дополнений. В литературе сделан вывод, что такая практика не противоречит смыслу закона, если только при этом не происходит коренное изменение творческого замысла создателя произведения1 .
Несколько иначе решается вопрос об охране неприкосновенности тех произведений, которые предназначены в основном для утилитарного использования. Так, владельцы зданий и сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна могут вносить в них изменения в соответствии со своими разумными потребностями. Лишь в том случае, если будет установлено, что собственник совершает эти действия специально в целях нарушения прав автора, это может быть признано злоупотреблением права, и автор приобретет право на защиту.
Право автора на обнародование принадлежит к числу важнейших его прав, поскольку оно обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики, а также прямо затрагивает его имущественные интересы. Кроме того, реализация права на обнародование приводит к существенному изменению правового режима произведения.
Право на обнародование как выражающее особый охраняемый законом интерес автора является самостоятельным правом создателя произведения. &го обстоятельство необходимо специально подчеркнуть в связи с тем, что рассматриваемое право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. В самом деле, обнародовать произведение, т.е. сделать его доступным для всеобщего сведения, нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора., например, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение и т.д. А если, например, опубликование осуществляется путем издания произведения, одновременно осуществляются права на воспроизведение и на распространение произведения. Однако очевидно, что названные правомочия представляют собой, хотя и тесно взаимосвязанные, но совершенно самостоятельные права. Каждое из них выражает самостоятельный интерес автора и каждое может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий.
|