Изменения в социально- экономической системе, переход России к свободному рынку, либе- рализация цен внутренней и внешней торговли показали крайне низкую конкурентноспособ- ность продукции российского производства, за исключением отдельных видов, включая про- дукцию ВПК. Низкая конкурентоспособность российского производства способствовала углублению экономического кризиса.
Несмотря на то, что Россия пока еще сохраняет значительный инновационный потенциал, нап- равленность этого потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сфе- рах деятельности крайне слаба.
Основные понятия инноватики и инноваций.
В практике экономического анализа и исследований используют ряд терминов, которые дают представление об инноватике, инновациях и инновационном процессе.
Инноватика-
область науки, изучающая различные теории нововведений - формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, адаптацию к этим противодействиям человека и инновационных организаций, выработку инновационных решений.
Инновационная деятельность –
это процесс, направленный на реализацию результатов за- конченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Инновация(нововведение) –
конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационный потенциал предприятия(отрасли, региона, государства) –
это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, на- учно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Инновационная сфера –
область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции(работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.
Инновационная программа –
комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласо- ванный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффектив- ное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции и технологий.
Инновационная инфраструктура –
организации, способствующие осуществлению иннова- ционной деятельности( инновационно- технологические центры, технопарки и др. организа -ции).
Результатом инновационной деятельности является интеллектуальный продукт,
под которым подразумевается результат деятельности в области духовного производства, предназначенный для удовлетворения потребностей его потребителей. К нему относятся:
1) научно-техническая продукция, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции и т.д.
2) продукция информатики – программы для электронно – вычислительных ма-
шин, базы данных, радио- и теле- программы и др.
3) продукты культуры.
б) Инновационная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики.
Развитие инновационной деятельности предприятий в России чрезвычайно осложнено не- приспособленностью прежней системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования.
Широкомасштабная реконструкция собственности, реорганизация производства, конверсия оборонной промышленности ставят проблемы выживания предприятий и их экономического роста.
Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных то- варов, при этом необходимо отметить, что должно учитываться не только рациональное природопользование, но и развитие на предприятиях малоотходных технологий, проведение природоохранных мероприятий.
Побудительными мотивами развития инноваций на предприятии являются стремления сни- зить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологий и тех- ники издержки формируются на уровне выше средних, и предпринимательство может стать убыточным, если конкуренты сумеют найти пути завоевания рынка сбыта на основе сниже- ния издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|