Внешнеэкономическая деятельность Узбекистана
Узбекистан как суверенное
государство активно ведет работу по формированию открытой экономики. Основой
построения экономики открытого типа является широкое участие страны в мирохозяйственных
связях, международном разделении труда. Последовательно осуществляя меры по углублению
экономических реформ, формированию социально ориентированной рыночной
экономики, Узбекистан исходит из того неоспоримого факта, что рыночная
экономика — это свободная экономика, она носит открытый характер, ей чужды
изолированность и замкнутость. В связи с этим будущее нашей экономики видится
в интеграции ее с мировым хозяйством.
Не случайно
одним из важных шагов правового обеспечения подлинного суверенитета республики
стало конституционное закрепление Узбекистана как самостоятельного субъекта
международных отношений, определяющего внешнюю политику в своих интересах,
имеющего право вступать в международные организации, системы коллективной
безопасности, межгосударственные образования.
Республика Узбекистан активно
включилась в многосторонние международные механизмы экономического
сотрудничества, вступила и начала проводить активную политику в авторитетных
международных финансовых и экономических, организациях, таких как Организация
Объединенных Наций и ее институты, Всемирный банк, Международный валютный фонд,
Международная финансовая корпорация, Организация содействия экономическому
развитию, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения,
и в других ведущих финансово-экономических организациях.
Многие международные организации — ООН, МВФ, Всемирный банк, Европейский
банк реконструкции и развития, Комиссия Европейского Союза и другие открыли в
республике свои региональные представительства и активно сотрудничают с
узбекскими партнерами.
Осуществляется
ряд проектов, разработанных при участии Международного валютного фонда,
Мирового банка, Международной финансовой корпорации и способствующих, в
частности, развитию в республике малого и среднего бизнеса и финансового
обеспечения проектов в приоритетных направлениях экономики.
Узбекистан вместе с государствами
Центральной Азии стал членом организации экономического сотрудничества,
созданной Турцией, Ираном и Пакистаном. В рамках этой организации республика
принимает активное участие в разработке и реализации проектов по совместному
строительству межгосударственных транспортных коммуникаций, обеспечивающих для
Узбекистана выход к морским портам, к транснациональным транспортным сетям, мировым
рынкам товаров и капитала.
Следует отметить, что сотрудничество Узбекистана с международными
организациями строилось и будет строиться исходя из цели, сочетающей как
долгосрочные, так и текущие приоритеты.
Во-первых, это стратегическая интеграционная задача—непосредственное
включение в международные валютно-финансовые и торговые механизмы на основе
создания равноправных и отвечающих национальным интересам условий для
взаимодействия всех хозяйствующих субъектов Узбекистана с внешним миром.
Во-вторых, это прямое содействие решению текущих проблем республики,
поддержка проводимых реформ путем получения финансовой, технической и
консультативной помощи со стороны ряда указанных институтов на основе
имеющегося международного опыта.
На начальном этапе осуществления реформ пришлось практически с нуля
формировать современный внешнеэкономический комплекс республики, создать по
существу новый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности. За три
года независимости реформа внешнеэкономических связей в Узбекистане заметно
продвинулась, прежде всего, в организационно-правовых аспектах.
Практически вновь созданы все необходимые республиканские
институциональные структуры. Как уже отмечалось, образованы Министерство
внешних экономических связей, Национальный банк внешнеэкономической
деятельности, таможенная служба. Соответствующие внешнеэкономические
подразделения созданы и действуют в Кабинете Министров, министерствах и
ведомствах, корпорациях, концернах, ассоциациях и местных органах управления. С участием зарубежных партнеров создается
республиканский центр международной торговли. В ряде стран мира нами открыты
торговые дома. На двусторонней основе образованы торгово-промышленные палаты
между Узбекистаном и США, Великобританией, Германией и другими странами, заинтересованными
активно сотрудничать с республикой.
С начала осуществления реформы изменился состав и структура участников
внешнеэкономических связей. Право выхода на внешний рынок получили более двух
тысяч хозяйствующих субъектов республики, в числе которых ассоциации, концерны,
малые и частные предприятия.
Помимо внешней торговли,
заметно активизировались другие формы внешнеэкономического сотрудничества,
увеличивается число созданных и функционирующих на территории республики
предприятий с иностранными инвестициями.
За первые годы независимости были приняты основные законодательные акты,
изданы указы Президента и правительственные решения, заложившие правовые основы
расширения внешних связей, либерализации всей внешнеэкономической деятельности,
стимулирующие развитие экспортного потенциала республики. Это прежде всего законы «О внешнеэкономической деятельности», «Об
иностранных инвестициях и гарантиях деятельности иностранных инвесторов» и другие
законодательные и нормативные акты, которые позволили сформировать основные
рамочные условия для осуществления внешнеэкономических связей, заключения и
исполнения международных договоров в области внешнеэкономической
деятельности, обеспечить защиту экономических интересов республики,
юридических лиц и граждан Узбекистана за его пределами, установить правовые
гарантии для деятельности иностранных инвесторов на территории республики.
Существенно был упрощен порядок создания совместных с иностранным
капиталом предприятий, регистрации участников внешнеэкономической деятельности
и лицензирования экспортируемой продукции. Все это позитивно повлияло на активизацию
внешнеэкономической деятельности и на улучшение структуры экспорта и импорта.
Внешняя торговля
осуществлялась на первом этапе реформ в двух направлениях: со странами СНГ на
основании заключенных межправительственных соглашений и с зарубежными странами
расчетами в свободно конвертируемой валюте. Кроме того, поощрялось установление
прямых внешнеэкономических кооперационных связей.
Мы уделяем первостепенное
внимание укреплению и развитию многосторонних связей и тесного сотрудничества с
государствами Центральной Азии. Действительно, братские народы Центральной Азии
накрепко сроднились общей историей, едиными культурными традициями, схожими
укладом жизни и менталитетом и многим другим. И проблемы сегодняшнего дня —
политические, экономические, культурные, экологические - у центральноазиатских
государств во многом совпадают. Экономика этих республик сильно
взаимоинтегрирована и имеет взаимное влияние.
Одним из приоритетных
направлений нашей внешней политики является развитие прямых и многосторонних
отношений со странами, образующими Содружество Независимых Государств.
С участием
иностранных партнеров в республике начата реализация проектов по созданию
новых совместных производств, таких как "Уз-ДЭУавто" и
"УзДЭУэлектроникс" (Республика Корея), АО "Узиталмотор"
(Италия), "УзБАТ" (Великобритания), Хорезмское АПО (с фирмой
"Мерседес-Бенц", Германия), текстильные предприятия и др. С участием
немецких и южно - корейских фирм начата модернизация телефонных сетей
республики.
Узбекистан
стремится занять свое достойное место в мировом сообществе. Узбекистан открыт
миру и стремимся к тому, чтобы мир был открыт для него.
Все большее расширение технологических
и географических границ, а также развитие новых общественных институтов привели
к формированию деловой среды, характеризуемой конкуренцией в глобальном
масштабе. Ее отличительными чертами являются использование зарубежных стран в
качестве базы для производства и сбыта продукции и быстрое распространение
новых товаров и новых процессов в международном масштабе.
Многие
компании, фирмы, предприятия, расширяя свою сферу деятельности, вступают во
взаимоотношения с компаниями других государств, открывают свои филиалы в
зарубежье, сливаются с другими компаниями, образовывая крупные корпорации и
т.д., то есть начинают заниматься внешнеэкономической деятельностью. В этих
условиях менеджеру, вовлеченному в процесс принятия решений в условиях
международной конкуренции, необходимо знать особенности управления
внешнеэкономической деятельности компании.
Компании, имеющие отделения за рубежом, используют специальные методы и
структурные построения, способствующие достижению соответствия целей зару6ежных
филиалов общим целям и философии корпорации. Далее будут рассматриваться семь
аспектов процесса управления и контроля на международном уровне: 1) роль и
место управленческих решений в ВЭД; 2) организационные структуры в управлении
ВЭД; 3) планирование управления со стороны менеджера; 4) анализ среды ВЭД; 5)
корпоративная культура; 6)показатели и методы отчетности; 7) управление в
частных случаях.
|