После определения основных факторов макроокружения компании целесообразно провести их анализ. Основой анализа служит информация, содержащаяся в информационных изданиях, журналах, полученная в ходе обсуждении и т.д., а также мнения и заключения экспертов. Пример анализа одного из факторов макроокружения приведен в таблице 1.
Таблица 1.
Анализ экономической составляющей макроокружения (фрагмент)
Фактор, составляющий макроокружение |
Тенденция развития |
Характер влияния на организацию
(«-» - отрицательное; «+» - положительное) |
Возможная реакция организации |
1.Уровень инфляции |
Возможна стабилизация |
«-» - обесценивание денежных средств;
«+» - при выплатах по долгосрочным займам;
«+» - возможность получения оборотных денежных средств, играя на разнице курса доллара |
Предусматривает в договорах индексацию платежей в случае их просрочки;
покупка и продажа валюты |
2.Сокращение доходов потребителей |
Тенденции не ясны |
«-» - падает покупательная способность на товары организации, затрудняется сбыт, вынужденное сокращение объемов производства |
Проведение маркетинговых исследований, поиск новых рынков сбыта |
Таким образом, в результате анализа определены: состав существенно влияющих факторов, тенденции их развития, характер влияния факторов на организацию («-» или «+»), возможные действия организации как ответ на проявление факторов.
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.
Краеугольным камнем анализа ситуации в отрасли и конкуренции в ней является тщательное изучение идущей в отрасли конкурентной борьбы, определение ее источников и оценка степени воздействия конкурентных сил. Этот шаг анализа особенно важен, так как невозможно разработать полноценную стратегию без глубокого понимания характера конкуренции в отрасли. М. Портер доказал, что состояние конкуренции в отрасли можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:
· конкуренты;
· поставщики;
· производители товаров-субститутов;
· потребители;
· потенциальные конкуренты.
Анализ покупателей, как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
|