Методика расчета цен

В экономической теории эту зависимость называют законом спроса, который математически был сформулирован А. Курно (1838 г.). Отложив по вертикальной оси цену товара, а по горизонтальной — величину спроса, получим кривую спроса D , точки которой показывают, по каким ценам, в течение определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара

В случае изменения факторов, влияющих на величину Qd, могут меняться взаимоотношения между Qd и Р. Пусть по цене Р1 домохозяйства приобретают некий товар в количестве Qа единиц (точка А кривой D). При возросшем доходе домохозяйства имеют возможность купить по цене Р1 уже больше товара (Qb). Можно полагать, что и по цене Р2, и по цене Р3 они станут приобретать большее количество товара. В этом случае говорят о сдвиге кривой вправо (кривая D1). Если под влиянием изменения какого-то фактора происходит снижение Qd , то кривая спроса сместится влево (кривая D2 ). Спрос на товар представлен всей кривой спроса. Сдвиг ее вправо отражает увеличение спроса, сдвиг влево — уменьшение спроса.

Методы оценки кривых спроса

Большинство фирм так или иначе стремятся проводить замеры изменений спроса. Различия в подходах к замерам диктуются типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар обоснован ценой, которую фирма за него запрашивает. Однако с появлением одного или более конкурентов кривая спроса будет меняться в зависимости от того, остаются ли цены конкурентов постоянными или меняются. В данном случае мы будем считать, что они остаются неизменными.

Для замера спроса необходимо провести его оценку при разных ценах. Па рисунке представлена оценка спроса на моторное масло «Квакер стейт». Спрос растет по мере снижения цены с 73 до 38 центов. Однако на уровне 32 центов он начинает падать, ибо люди думают, что масло слишком дешевое и может нанести ущерб автомобилю.

Кривая спроса на моторное масло «Квакер стейт»

400 600 800 Объем спроса в квартах

При замере соотношений между ценой и спросом исследователь рынка должен помнить, что на спросе могут сказаться, помимо цены, и другие факторы. Если фирма «Квакер стейт» одновременно со снижением цены увеличит свой рекламный бюджет, мы не сможем установить, какая часть увеличения спроса объясняется снижением цены, а какая - увеличением рекламы. Такое же положение складывается и в предпраздничные дни, когда цены снижаются. Ведь в праздники люди больше путешествуют и покупают больше моторного масла.

Предложение

Предложение — количество товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными в короткие сроки.

Отмечу, что между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость: чем выше цена товара, тем больше его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот (рис).

Отложив по вертикальной оси цену товара Р, по горизонтальной — величину предложения Q , получим кривую предложения, точки которой показывают количества товара или услуг, которые продавцы предлагают к продаже по разным цепам в течение определенного периода.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.