Особенности правового регулирования в отношении средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг)

Далее, право на фирму относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воз­держиваться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам.

Право на фирму обычно характеризуется в литературе как личное неимущественное право1 , с чем следует в целом согласиться. Действитель­но, данное право органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием. Однако столь же очевидна связь и даже зависимость мате­риального положения предпринимателя от известности его фирмы и отношения к ней контрагентов и потребителей. Поэтому фирменное наименование нередко получает достаточно конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов предприятия, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков.2 Право на фирму носит в принципе бессрочный характер.

Существенной особенностью права на пользование фирменным наи­менованием является то, что одновременно оно выступает и в качестве обязанности юридического лица. Иными словами, юридическое лицо не только вправе выступать в гражданском обороте под собственным фирмен­ным наименованием, но и обязано это делать. В этих целях юридические лица должны пользоваться своими точными и полными фирменными наимено­ваниями, соответствующими требованиям действующего законодательства.

Как нарушения действующего законодательства следует квалифицировать и случаи анонимного выступления юридических лиц в гражданском обо­роте, например, помещение в печати объявлений о реализации товаров и услуг, найме персонала и т.п. без указания фирменного наименования организации, ведение торговли в безымянных торговых точках без каких-либо вывесок и т.д.

С рассмотренной выше особенностью права на фирменное наимено­вание тесно связан и такой момент, как возможность юридического лица обладать лишь одной фирмой.

Право на фирму охраняется на всей территории РФ, а также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной конвен­ции.

Вопрос о том, с какого момента у юридического лица возникает право на фирменное наименование, представляет известную сложность и в настоящее время в российском гражданском законодательстве в оконча­тельном виде еще не решен.

Как уже отмечалось, сам ГК РФ порядок такой регистрации не устанавливает, а отсылает к специальному закону, который должен быть принят в развитие положений кодекса. В этой связи сейчас весьма трудно предсказать, какой на практике будет система регистрации фирменных наименований. Но так или иначе, принципиальная позиция законодателя, намеренного отказаться от явочной системы возникновения права на фирму и перейти к системе регистрационной, выражена достаточно ясно.

На наш взгляд, сделать это можно лишь при условии, если будущая регистрационная система будет основываться на следующих отправных положениях. Прежде всего, возникновение права на фирму не должно ставиться в зависимость от самого факта регистрации фирменного наиме­нования. Иное решение данного вопроса означало бы вступление россий­ского законодательства в прямое противоречие с требованием ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая гласит, что «фирменное наименование охраняется во всех странах Париж­ского Союза без обязательной подачи заявки и независимо от того, является ли оно частью товарного знака». Конечно, могут заметить, что наличие данной нормы не мешает многим странам, участвующим в Парижской конвенции, вводить специальную систему обязательной регистрации фир­менных наименований, которая, однако, не распространяется на фирмен­ные наименования иностранных юридических лиц, охраняемые независимо от регистрации. Иными словами, статья 8 Парижской конвен­ции гарантирует лишь права иностранных обладателей фирменных наиме­нований, которые должны охраняться во всех странах Парижского Союза независимо от их регистрации. В отношении же фирменных наименований национальных юридических лиц любое государство—участник конвенции может вводить систему особой их регистрации, в том числе и такую, при которой регистрация фирменных наименований имеет правоустанавливающее значение.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.