Особенности правового регулирования в отношении средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг)

К корпусу фирмы добавляется вспомогательная часть, элементы которой подразделяются на обязательные и факультативные.

Отдельные слова и словосочетания могут включаться в состав фирмен­ных наименований только при соблюдении определенных условий. Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. «О порядке использования наименований «Россия», «Российская Федера­ция» и образованных на их основе слов и словосочетаний» предприятия, учреждения и организации, намеренные использовать эти наименования, слова словосочетания в своих названиях как имя собственное, должны получить на это предварительное согласие правительства РФ, а в последу­ющем — уплачивать за это специальный сбор в процентном соотношении от оборота, который зачисляется в республиканский бюджет РФ.1 использовать в своем фирменном наименовании слово «банк» и производные от него слота и словосочетания имеют право только те организации, которые обладают лицензией на осуществление банковской деятельности (ст. 7 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г.).2 Аналогичное правило содержит статья 5 Закона РСФСР «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г.3 Относительно условия использования наименований «биржа», «товарная биржа» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

Завершая рассмотрение вопроса о понятии фирменного наименования, необходимо отметить, что оно должно быть выражено на русском языке, хотя бы в качестве специального наименования и использовалось ино­странное слово. В последнем случае по усмотрению предприятия оно либо дается в переводе на русский язык, либо записывается в виде транслите­рации буквами русского алфавита.

Субъекты права на фирменное наименование.

Актуальным представляется вопрос о том, кто из субъ­ектов гражданского права обладает правом на пользование фирменным наименованием. Действующее законодательство решает его достаточно определенно, указывая, по фирмовладельцами могут быть только коммерческие юридические лица (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Это, однако, не освобождает от необходимости более детального его рассмотрения, поскольку некоторые аспекты проблемы требуют уточнения.

Прежде всего, из законодательства следует, что фирменным наименованием могут пользоваться только организации, но не граждане.

В самом деле, предоставление индивидуальному предпринимателю права на пользование особым фирменным наименованием было бы излишней мерой, так как его индивидуализация в гражданском оборок вполне обеспечивается тем, что он выступает в нем под своим собственным именем.

Если их имена полностью совпадают и это действительно создает трудности для них самих или третьих лиц, действующее законодательство предоставляет немало возможностей для выхода из создавшейся ситуации.

Нельзя, однако, не отметить, что с принятием части второй ГК РФ вывод о том, что правом на фирменное наименование могут владеть лишь организации, оказался поколебленным. Глава 54 ГК РФ, посвященная договору коммерческой концессии, позволяет заключить, что обладателями фирменного наименования могут быть и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (см. п. 3 ст. 1027, п. 2 ст. 1028, п. 2 ст. 1038). На наш взгляд, данное положение является ошибочным, так как с учетом приведенных выше соображений оно расходится со смыслом и основным назначением законодательства о фирменных наименованиях.

Далее, среди организаций правом на фирменное наименование поль­зуются только те из них, которые обладают статусом юридического лица. Это означает, что иные организационные образования, в частности простое товарищество, т.е. объединение лиц, связанных друг с другом лишь дого­вором о совместной деятельности, не могут выступать в обороте под особым фирменным наименованием. Не обладают собственными фирменными наименованиями также представительства и филиалы юридических лиц и иные их обособленные подразделения (цеха, отделения, участки и т.п.). Все они должны выступать в обороте не от собственного имени, а от имени образовавшего их юридического лица и, соответственно, пользоваться его фирменным наименованием. К сожалению, действующее законодательст­во, включая и новый ГК РФ, не содержит на этот счет четких правил, что приводит зачастую к негативным последствиям. Наименования многих представительств и филиалов вводят третьих лиц в заблуждение относи­тельно их правового статуса, так как создают видимость того, что эти образования являются самостоятельными юридическими лицами. Как показал опыт последних нескольких лет, недобросовестные участники оборота нередко пользуются данным обстоятельством для обмана своих клиентов. Поэтому было бы целесообразно, чтобы закон обязывал во всех случаях отражать в наименованиях филиалов и представительства их организационно-правовой статус, а в идеале — вообще запрещал бы им пользоваться особыми наименованиями, не указывающими на их связь с ( создавшим их юридическим лицом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.