В отличие от товарного знака и знака обслуживания к наименованию места происхождения товара не предъявляется требование новизны. Это и понятно, так как названия географических объектов, включающиеся в обозначения товаров, не являются новыми.
Вторым специфическим признаком наименования места происхождения товара как специфического объекта правовой охраны является связь обозначения товара с его особыми свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людским фактором. и т.п.).
Наконец, наименование места происхождения товара становится самостоятельным объектом правовой охраны лишь тогда, когда оно в установленном законом порядке зарегистрировано в Патентном ведомстве. В этом своем качестве наименование места происхождения товара ничем не отличается от других объектов промышленной собственности, права на которые появляются у пользователей только с момента государственной регистрации.
Наименование места происхождения товара весьма сходно с товарным знаком и знаком обслуживания. Они совпадают по выполняемым функциям и нередко практически неразличимы по своей внешней форме, поскольку в качестве товарных знаков часто используются названия географических объектов. Их основное различие состоит в том, что товарный знак, в отличие от наименования места происхождения товара, призван связывать свойства и качества товара с конкретным его производителем, а не особыми свойствами географической среды места производства товара.
Еще более близкими друг к другу являются наименование места происхождения товара и указание происхождения.
В настоящее время российское законодательство не рассматривает указание происхождения в качестве самостоятельного объекта интеллектуальной собственности, в связи с чем вопрос о нем и не выделяется особо в настоящей работе. Те меры борьбы против ложных указаний происхождения, которые должна обеспечить Российская Федерация как участник Парижской конвенции, предусматриваются российским законодательством о пресечении недобросовестной конкуренции. Согласно ч. 3 ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», не допускается «введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара».
Под указанием происхождения обычно понимаются все выражения или все знаки, используемые для того, чтобы показать, что данный продукт (или услуга) произведен определенной страной или группой стран, в конкретном районе или ином определенном месте.1 Сравнивая указание происхождения с наименованием места происхождения товара, можно обнаружить как черты сходства, так и различия между ними. Общим для них является то, что оба они прямо или косвенно указывают на ту страну или местность, откуда происходит товар. Однако если указание происхождения ограничивается данной информацией, то наименование места происхождения товара свидетельствует еще и о том, что обозначенный им товар обладает особыми свойствами, зависимыми от природных и (или) людских факторов, свойственных конкретной стране или местности. Кроме того, если указание происхождения может быть выражено в любой форме, в том числе изобразительной, например в виде использования силуэтов Адмиралтейства или Петропавловской крепости применительно к Санкт-Петербургу, то в качестве наименования места происхождения товара может выступать лишь название соответствующего географического объекта.
Виды товарных знаков.
По форме своего выражения товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными и другими.
При регистрации словесных товарных знаков охраняется не только само слово или словосочетание, но и их шрифтовое решение.
Изобразительные товарные знаки — это обозначения в виде разнообразных значков, рисунков, орнаментов, символов, изображений животных, птиц, всевозможных предметов и т.п. Хотя их эффективность по сравнению со словесными товарными знаками оценивается ниже, в России на их долю приходится окало 70% всех регистрируемых отечественных товарных знаков.2
|