Особенности правового регулирования авторского права.

Таким образом, произведениями являются «не материальные, продук­ты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью»1 . Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права при­знаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

Творческий характер произведения.

В самом законе признак творчества не раскрывается, в сипи с чем в юридической литературе дается немало его определений.

По­казателем творческого характера произведения, по мнению большинства российских ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, в ноу)й форме произведения, в новой идее, в новой научной концепции и т.п. В этом смысле всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимо­стью и уникальностью.

Новизна как самостоятельный признак охраноспособного объекта необходима лишь в патентном праве, поскольку в регулируемой им сфере объективно возможно совпадение результатов разработок различных лиц. В этой связи большое значение здесь придается понятию приоритета, которое совершенно неизвестно авторскому праву. В авторском праве, охраняющем форму произведения, признак новизны как самостоятельный критерий его охраны является излишним, поскольку он полностью погло­щается признаком творчества.

Объективная форма и воспроизводимость произведения.

Произведение как результат творческой деятельности автора становит­ся объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта автор­ского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.), устной (пуб­личное произнесение, публичное исполнение и т.д.), звуко- или видеоза­писи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.), изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.) или другой форме. Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное бытие. При этом для признания произведения объектом авторского права вовсе не требуется завершенности работы. Закон в равной степени охраняет как законченные, так и незавершенные произ­ведения, в частности эскизы, планы и иные промежуточные результаты, используемые авторами при создании произведений.

Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективной формы и, в отличие от ст. 475 ГК РСФСР 1964 г. и ст. 134 Основ гражданского законодательства 1991 г., не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять воспроизводить результат творческой деятельности автора (п. 2 ст. 6). Иными словами, законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выражен­ные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произве­дений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо мате­риальным носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чем исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения результата творческой деятельности как особого признака охраняемого произведения представляется оправданным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.