ных покупателей. В результате инициатор снижения цены по цене Р1 (рис.4) сможет продать только Q3. Это означает, что кривая спроса на его продукцию сместилась вниз. Поэтому олигополист на рынке гетерогенного блага видит перед собой постоянно смещающуюся ломаную кривую спроса (рис. 5). Таким образом, если на рынке монополистической конкуренции воздействие конкурентов на рыночную позицию отдельной фирмы проявляется в виде горизонтального смещения кривой спроса на ее продукцию, то на олигопольном рынке гетерогенного блага влияние конкурентов на рыночную позицию отдельного производителя выражается в виде вертикального сдвига кривой спроса на его выпуск. Остановимся на этом подробней.
В алгебраическом виде функция спроса на продукцию олигополиста, производящего гетерогенное благо, записывается так:
a - bP + c (P’’ - P), если P > P’’,
Q^D = a - bP, если P’’ >= P >= P’, a - bP + c(P’’ - P), если P’ > P
Рис. 5 Кривая спроса олигополии
на рынке гетерогенных благ в
длинном периоде.
|
На олигопольном рынке гетерогенного блага зависимость спроса на продукцию одной фирмы от цен на продукцию ее конкурентов проистекает из взаимозависимости границ монопольных участков кривых спроса, т. е. от взаимозависимости значений Pi’, Pi’’. Рассмотрим это на примере двух фирм: А и В.
На рис. 6 изображены кривые спроса на их продукцию. До тех пор пока фирма меняет цену в своем интервале {Р’,Р’’}, объем выручки ее конкурента не изменяется. Но если, например, фирма В снизит цену до РB,1 < рв', то увеличение спроса на ее продукцию в размере, представленном отрезком h, произойдет за счет части бывших клиентов фирмы А. Поэтому при системе цен pa,o, pb,i объем продаж фирмы А сократится на величину h. На рис. 6 это отображается тем, что фирма А “соскочила” со своего монопольного участка кривой спроса. Чтобы возвратить покинувших ее покупателей (возвратиться на монопольный участок кривой спроса), фирме А нужно снизить цену на свою продукцию. Так объясняется смещение кривой спроса на продукцию фирмы вниз (da,o —>^ da,1).
Поскольку приращение объема спроса за счет “чужих” покупателей у одной фирмы равно сокращению объема спроса у другой, то выход за пределы монополистического участка кривой спроса одной
фирмы сопровождается аналогичным выходом другой. По мере того как цена на продукцию одной фирмы приближается к своему нижнему значению Р’, кривая спроса второй фирмы смещается так, что исходная цена на ее продукцию приближается к своему верхнему значению Р’’. Но если при установлении равенства РB = РB’ одновременно достигается и равенство РA = РA’’, то границы монопольных участков кривых спроса на продукцию фирм находятся в следующем соотношении:
(P
A
’’ - P
A
) / (P
A
- P
A
’) = (P
B
- P
B
’) / (P
B
’’ - P
B
)
Это соотношение определяет расстояние сдвига кривой спроса на продукцию одного производителя гетерогенного блага при изменении цены на продукцию его конкурента.
Смещение кривых спроса на продукцию олигополистов отражает тот факт, что в ходе “войны цен” фирмам удается сохранить свой контингент покупателей. В результате смещения кривых спроса цена равновесия на олигопольном рынке гетерогенного блага всегда оказывается внутри интервала {Р’,Р’’}, т. е. на монопольном участке кривых спроса.
Перейти на страницу: 1 2 3
|