2. Процесс реализации проекта разбирается на этапы( обычно: строительство, освоение, период нормальной эксплуатации), ряд которых однозначно сопровождает сложение средств, тогда как другие – процесс отдачи.
3. Каждый этап (интервал планирования) характеризуется определенным уровнем рас-
ходов и доходов как результатов воздействия прогнозируемых специалистом – разра-
ботчиком условий и факторов. При всей неравномерности и неупорядоченности ин-
вестиционных расходов и поступающих доходов именно их распределение во време-
ни играет решающую роль.
4. Экономическую характеристику модели определяет соотношение суммарного чисто-
го дохода проекта с полными инвестиционными расходами.
Суммарный чистый доход(ЧД) проекта является непосредственным объектом анализа в определении экономической эффективности инвестиций. Он формируется за счет прибыли (П) и амортизационных отчислений(А), минус инвестиционные затраты (ИЗ) и налоговые выплаты(Н):
ЧД = П + А - ИЗ - Н = ВД – К,
где ВД – валовой доход как финансовый результат хозяйственной деятельности, включаю-
щий в себя и средства, предназначенные на возмещение первоначальных инвестиций в пос-
тоянные активы (П/А); К – инвестиционные расходы, включающие в себя также налоговые платежи, необходимость уплаты которых увеличивает требования к возмещению (ИЗ + Н).
Чистый доход проекта, таким образом, представляет собой сумму, в пределах которой мо-
гут осуществляться платежи за привлеченные источники финансирования ( как собствен-
ные, так и заемные) без ущерба для основного капитала проекта. Если сумма чистых дохо- дов за весь период жизни проекта окажется отрицательной, то это будет свидетельствовать о его несостоятельности.
Чтобы более адекватно оценить проект с точки зрения эффективности использования распределенных во времени инвестиций, необходимо осуществить приведение суммарного чистого дохода. Пересчет распределенных во времени чистых доходов на момент времени, каковым принято считать момент начала инвестиций, осуществляется с помощью коэффи- циента приведения ( Кпр). Его значения рассчитываются для каждого интервала планиро- вания при заданной ставке сравнения ( Сср) с использованием формулы сложных процен- тов:
1
Кпр = ------------------,
( 1 + Сср)
где t – порядковый номер интервала планирования.
После того как значения чистых доходов за каждый интервал планирования будут умно- жены на соответствующие коэффициенты приведения, подсчитывается их сумма. Получен- ная величина и есть показатель чистой текущей стоимости проекта(ЧТС).
Эффективность и проблемы в использовании капитальных вложений.
Эффективность капитальных вложений в России в настоящее время остается предельно низкой. При этом увеличивается технологическая отсталость ведущих отраслей экономики, намеченное прогнозами и директивными документами обновление производственных фон-
дов, преобразование созданного промышленного потенциала осуществляется с большим от-
ставанием. Наиболее привлекательными для иностранного капитала сферами российской экономики являются финансы, топливная промышленность, торговля и общественное пита-
ние , коммерческая деятельность по обеспечению рынка. В целом на эти сферы хозяйствен- ной деятельности, которые являются наиболее инвестируемыми из-за рубежа приходится 73,3% общего объема накопленных иностранных инвестиций (почти 16,0 млрд. дол.)
Отраслевая структура иностранных инвестиций деформирована в сторону гипертрофии фи-
нансового спектра экономики и топливных отраслей: накопленного иностранного капитала.
Это закрепляет нашу устаревшую и неэффективную народнохозяйственную структуру и в конечном счете негативно сказывается на экономическом росте.
Случившийся в августе 1998 г. обширный финансовый, денежно – кредитный кризис, об -вал банковской системы, угроза государственного дефолта еще раз доказали непоследовате- льность и непродуктивность правительственной финансовой и инвестиционной стратегий,
ориентированных больше на строительство « финансовых пирамид», чем на реальный сек –тор экономики.
Анализ ситуации, сложившейся в инвестиционной сфере, приводит к выводу о необходи-мости принятия решительных мер для ее изменения. Как уже показал опыт, в современных условиях перейти на новый технический и технологический уровень без помощи государст- ва ни одно, даже самое мощное предприятие не сможет. Успех возможен только при консо-лидации жестких административных мер на государственном уровне и развитии конкурен-ции среди производителей. Также следует применять действенный механизм государствен- ного воздействия для выполнения инвестиционных программ. Так, система налогов и льгот должна обеспечивать ограничение излишнего инвестиционного спроса, заинтересованность в сокращении продолжительности строительства и освоении введенных мощностей и объек- тов, ликвидации сверхнормативных объемов незавершенного строительства и запасов обо-рудования. Нужна также простая и ясная система оценки технического уровня и качества технико-экономического обоснования самих проектов.
|