Одним из главных показателей цивилизованности общества во
все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в
нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен
интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит в конечном счете и успех решения стоящих
перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и техника
могут динамично развиваться только при наличии соответствующих
условий, включая необходимые правовые предпосылки. К их числу, безусловно,
следует отнести законодательное закрепление таких нормативных правил, которые
адекватны складывающимся в обществе товарно-денежным отношениям.
Результаты интеллектуальной творческой деятельности
занимают особое место среди объектов гражданского права и традиционно
подразделяются на две основные сферы прав: авторское право и промышленную
собственность.
Трудно дать точные данные в отношении числа литературных и
художественных произведений, созданных во всем мире. Однако известно, что в
настоящее время ежегодно публикуется около 1 000 000 книг (разных названий),
выпускается около 5000 фильмов, а число ежегодно реализуемых копий фонограмм
составляет более 3 миллиардов. Все эти объекты, а также иные произведения науки,
литературы и искусства, исполнения, постановки и передачи организаций эфирного
или кабельного вещания относятся к объектам авторского права и смежных прав.
Объекты промышленной собственности используются обществом
для совершенствования техники и технологии, модернизации производства.
Подсчитано, что только в 1994 г. во всем мире было выдано
около 670 000 патентов, осуществлено около 1,1 миллиона регистраций знаков. По
данным ВОИС, на конец 1994 г. во всем мире насчитывалось около 4 миллионов
действующих патентов, более 8 миллионов действующих регистраций знаков.
Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также средства
индивидуализации товаров, услуг и участников имущественного оборота являются
объектами промышленной собственности.
Главная задача авторского права и промышленной собственности
(интеллектуальной собственности) - защита прав авторов и патентообладателей и
пресечение недобросовестной конкуренции.
Переход России к частной собственности и рыночной экономике
с объективной необходимостью потребовал реформирования в этом же направлении
правовой базы тех общественных отношений, которые
связаны с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности.
Прежнее российское законодательство, относящееся к рассматриваемой области,
характеризовалось рядом негативных моментов.
Прежде всего в России, как и во всем бывшем Советском
Союзе, отсутствовали специальные законы об охране интеллектуальной собственности,
и правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере обеспечивалось в
основном подзаконными актами.
Срок охраны авторских прав на произведения науки,
литературы и искусства составлял всего 25 лет после
смерти автора (до 1973 г.—15 лет); права исполнителей и иных обладателей
смежных прав законом вообще не охранялись; создатели изобретений и промышленных
образцов во многих случаях были лишены возможности получения патентов на свои
разработки и т.п.
В авторском праве это проявлялось
в существовании так называемых типовых авторских договоров, имевших для сторон нормативный характер; в строгой регламентации
государством ставок авторского вознаграждения и
т.п.
Основной формой охраны изобретений и промышленных образцов был не патент, а авторское свидетельство
(свидетельство), которое закрепляло исключительное
право на использование технических и художественно-конструкторских решений не
за их создателями, а за государством.
Авторское законодательство разрешало свободно использовать выпущенные в свет произведения
в кино, на радио и телевидении, в газетах и т.д. И авторское, и изобретательское
право допускали принудительный выкуп субъективных
прав на творческие достижения у обладателей таких прав, возможность выдачи
принудительных разрешений на их использование и т.п.
Предусмотренные законодательством санкции, которые были весьма незначительны сами по себе,
реализовывались на практике с большими трудностями ввиду сложности и
длительности судебной процедуры, отсутствия заинтересованности адвокатов в
ведении подобных дел и т.д. В результате при
массовых нарушениях авторских, изобретательских и патентных прав количество
судебных дел данной категории было очень незначительным.
Реформа законодательства, посвященного охране
интеллектуальной собственности, началась еще в период существования СССР. В
1991 г. были приняты новые Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, имевшие в своем составе разделы, посвященные
авторскому праву, праву на изобретение и другие результаты творчества, используемые
в производстве, Закон СССР «Об изобретениях в СССР», Закон СССР «О промышленных
образцах», Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания», а также некоторые
из развивающих их положения подзаконных актов. Хотя правовое регулирование,
обеспечиваемое названными законами и иными
правовыми актами, отличалось некоторой непоследовательностью
и неполнотой, в целом их принятие знаменовало собой решительный переворот в
рассматриваемой сфере.
В России к настоящему времени в основном завершена реформа
законодательства об охране интеллектуальной собственности. В 1992—1993 гг. в
Российской Федерации принят блок законов по охране интеллектуальной
собственности, в том числе Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «О
правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» от
23 сентября 1992 г., Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля
1993 г., Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 г. Положения
указанных законов получили развитие в целом ряде
подзаконных актов, принятых президентом РФ, правительством РФ, Патентным
ведомством РФ и некоторыми другими органами государственного управления. Полностью создание законодательной базы будет
завершено тогда, когда будут приняты законы о служебных разработках, о порядке
регистрации и использования фирменных наименований, окончательно урегулированы
вопросы о правовом режиме открытий и рационализаторских предложений, а также
приняты некоторые подзаконные акты по отдельным аспектам авторских, патентных и
иных отношений.
К настоящему времени в основном завершено создание единой
государственной патентной службы во главе с Патентным ведомством РФ. В этом
плане Россия, конечно, оказалась в значительно лучшем положении по сравнению с
другими бывшими республиками Советского Союза, поскольку все основные союзные патентные органы и
фонды были сосредоточены в Москве и именно на их базе была создана российская
патентная служба. За короткий период времени в
Российской Федерации возник институт патентных поверенных, который продолжает сейчас
активно развиваться. Наиболее актуальной проблемой
в рассматриваемой области является вопрос о создании Высшей патентной палаты
или иного независимого от Патентного ведомства органа, призванного разрешать
многие важные патентные вопросы и споры, которые
указаны в Патентном законе РФ.
Создано Российское агентство по правовой охране программ
для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.
В сфере охраны селекционных достижений функции патентного
ведомства возложены на созданную в этих целях Государственную комиссию
Российской Федерации по испытанию и охране
селекционных достижений.
Сказанное, разумеется, не следует расценивать как вывод о
том, что в рассматриваемой области решены все основные проблемы. Вопросов,
которые еще только предстоит решить, более чем достаточно. И главным из них
является задача по воплощению в реальную жизнь тех закрепленных российскими
законами об охране интеллектуальной собственности предписаний, которые впервые
в истории России соответствуют требованиям цивилизованного общества. Не
секрет, что именно сейчас, когда принят целый блок отвечающих современным
требованиям законов, в нашей стране наблюдается значительный рост числа
нарушений авторских и патентных прав.
Безусловно, одной из причин такого положения является и
слабое знание своих прав авторами, изобретателями, патентообладателями и иными
лицами, создающими и использующими объекты интеллектуальной собственности.
Новое российское законодательство об охране интеллектуальной
собственности, как правило, плохо освоено и юристами, которые обычно избегают
браться за ведение довольно сложных дел данной категории.
При этом полки книжных магазинов завалены весьма
сомнительными по качеству и нередко даже безымянными практическими пособиями,
следование советам которых зачастую просто опасно.
В своей работе я постарался сделать акцент на практическом
анализе действующего российского законодательства об охране интеллектуальной
собственности.
|