Первая массовая волна акционирования Интернет-компаний относится к 1997 году, хотя в то время говорить о том, что Интернет может давать какую-то прибыль, было по меньшей мере несерьезно. Единственный опыт продаж чего-то в Интернете тогда сводился к мелкой торговле порнографией.
О коммерческих перспективах Интернета заговорили под Рождество 1998 г. Впервые в США был отмечен рост продаж подарков через Сеть, сопоставимый с оборотами обычного рынка. Причины этого взрыва понятны. Во-первых, в предрождественские недели в магазинах США выстраиваются очереди, которых многие хотели бы их избежать. Во-вторых, американцам очень понравилась идея заниматься «шоппингом» в рабочее время на рабочем месте. Они хорошие семьянины и высоко ценят время, сэкономленное для семьи, особенно перед Рождеством. Результатом предновогоднего бума в США стало то, что в 1999 году родилось понятие электронной коммерции, а многочисленные инвесторы обратили на Интернет заинтересованные взоры.
В России в 1999 году развитию электронной коммерции помешал августовский кризис предшествовавшего 1998 года. Тогда многие зарубежные предприниматели покинули страну, а из-за неплатежей наших банков притормозились инвестиции в Россию. В 1999 году наши Интернет-компании только собирались с силами и с трудом держались «на плаву». За вынужденную задержку они отыгрались в следующем, 2000 году, когда количество сайтов в России увеличилось в несколько раз.
Неожиданным эффектом от этого стало то, что средняя содержательная ценность сайтов, измеренная в Web-страницах, упала в несколько раз. Одно дело открыть новый сайт — это задача чисто организационная, стоящая некоторых денег, но не требующая специальных знаний. И совсем другое дело — наполнение сайта интересным, полезным, увлекательным и, главное, регулярно пополняемым и обновляемым содержанием. Мастерская, производящая табуретки, понимает, что не может жить без сайта, потому что иначе клиенты будут покупать табуретки у конкурента, но наполнить свой сайт чем-то более содержательным, чем фотографии табуреток, ей не по силам.
Помощь приходит от компаний нового типа: Интернет-интеграторов и Интернет-инкубаторов. Они создают на своих сайтах так называемые проекты и демонстрируют в составе их страниц рекламные баннеры от торговых и промышленных компаний. Обычно проекты имеют информационное или сервисное содержание. Так, например, есть проекты, поставляющие посетителям сводки последних новостей, услуги электронной почты, а также предлагающие содержательный контент — энциклопедии, справочники, сборники статей, обзоры товаров и услуг и т.п. Некоторые поставляют развлекательный контент.
Компании-интеграторы объединяют под своей «крышей» несколько разнородных Web-проектов и развивают их под своей торговой маркой. Обычно интегратор имеет больше 50% акций в своих проектах, сам их финансирует и управляет кадрами. Компании-инкубаторы действуют иначе. Они разыскивают готовые коллективы, создают с ними совместные предприятия и выкупают в них менее 50% акций. При этом они сразу предупреждают, что в любую минуту могут продать свою долю тому, кто больше заплатит. Инкубаторы не стремятся развивать проекты под своей торговой маркой. Им важнее раскрутить торговые марки своих «птенцов», чтобы потом больше взять на их перепродаже.
Инкубаторы помогают творческим коллективам развернуть коммерчески успешные проекты в том смысле, что рекламируют их на страницах других проектов, помогают консультациями и советами, но редко — деньгами. Инкубаторы, в отличие от интеграторов, не вмешиваются в подбор кадров и развитие проекта. Если проект свернется, инкубатор от ущерба не очень страдает. Если проект начнет приносить прибыль, инкубатор получит за свой пакет акций довольно значительные средства, после чего начнет выращивать новый проект. Так работает конвейер.
|