Этап второй – рождение Интернет-проектов.

Первая массовая волна акционирования Интернет-компаний относится к 1997 году, хотя в то время говорить о том, что Интер­нет может давать какую-то прибыль, было по меньшей мере несерьезно. Единственный опыт продаж чего-то в Интернете тогда сводился к мелкой торговле порнографией.

О коммерческих перспективах Интернета заговорили под Рож­дество 1998 г. Впервые в США был отмечен рост продаж подар­ков через Сеть, сопоставимый с оборотами обычного рынка. Причины этого взрыва понятны. Во-первых, в предрождественские недели в магазинах США выстраиваются очереди, кото­рых многие хотели бы их избежать. Во-вторых, американцам очень понравилась идея заниматься «шоппингом» в рабочее время на рабочем месте. Они хорошие семьянины и высоко ценят время, сэкономленное для семьи, особенно перед Рож­деством. Результатом предновогоднего бума в США стало то, что в 1999 году родилось понятие электронной коммерции, а многочисленные инвесторы обратили на Интернет заинтере­сованные взоры.

В России в 1999 году развитию электронной коммерции поме­шал августовский кризис предшествовавшего 1998 года. Тогда многие зарубежные предприниматели покинули страну, а из-за неплатежей наших банков притормозились инвестиции в Рос­сию. В 1999 году наши Интернет-компании только собирались с силами и с трудом держались «на плаву». За вынужденную задержку они отыгрались в следующем, 2000 году, когда коли­чество сайтов в России увеличилось в несколько раз.

Неожиданным эффектом от этого стало то, что средняя содер­жательная ценность сайтов, измеренная в Web-страницах, упала в несколько раз. Одно дело открыть новый сайт — это задача чисто организационная, стоящая некоторых денег, но не требующая специальных знаний. И совсем другое дело — наполнение сайта интересным, полезным, увлекательным и, главное, регулярно пополняемым и обновляемым содержанием. Мастерская, производящая табуретки, понимает, что не может жить без сайта, потому что иначе клиенты будут покупать табу­ретки у конкурента, но наполнить свой сайт чем-то более содер­жательным, чем фотографии табуреток, ей не по силам.

Помощь приходит от компаний нового типа: Интернет-интеграторов и Интернет-инкубаторов. Они создают на своих сайтах так называемые проекты и демонстрируют в составе их страниц рекламные баннеры от торговых и промышленных компаний. Обычно проекты имеют информационное или сер­висное содержание. Так, например, есть проекты, поставляю­щие посетителям сводки последних новостей, услуги электрон­ной почты, а также предлагающие содержательный контент — энциклопедии, справочники, сборники статей, обзоры товаров и услуг и т.п. Некоторые поставляют развлекательный контент.

Компании-интеграторы объединяют под своей «крышей» несколько разнородных Web-проектов и развивают их под своей торговой маркой. Обычно интегратор имеет больше 50% акций в своих проектах, сам их финансирует и управляет кадрами. Компании-инкубаторы действуют иначе. Они разыскивают готовые коллективы, создают с ними совместные предприятия и выкупают в них менее 50% акций. При этом они сразу пре­дупреждают, что в любую минуту могут продать свою долю тому, кто больше заплатит. Инкубаторы не стремятся разви­вать проекты под своей торговой маркой. Им важнее раскру­тить торговые марки своих «птенцов», чтобы потом больше взять на их перепродаже.

Инкубаторы помогают творческим коллективам развернуть коммерчески успешные проекты в том смысле, что реклами­руют их на страницах других проектов, помогают консульта­циями и советами, но редко — деньгами. Инкубаторы, в отли­чие от интеграторов, не вмешиваются в подбор кадров и развитие проекта. Если проект свернется, инкубатор от ущерба не очень страдает. Если проект начнет приносить прибыль, инкубатор получит за свой пакет акций довольно значитель­ные средства, после чего начнет выращивать новый проект. Так работает конвейер.

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.