В российской экономике принято рассматривать термины «предприятие» и «фи-рма» в качестве синонимов, хотя это не всегда соответствует действитель-ности. В за-рубежной практике эти понятия различают. За рубежом предпрятие не обязательно яв-ляется собственником.
Отношения между предприятием и фирмой могут складываться различными пу-тями:
1)
Фирма как бы «тиражирует» оптимальный тип предприятия на разных территори-ях. Предприятие может накапливать капитал и вкладывать его не в уже освоенное про-изводство, а в создание дочерних, зависимых обществ, филиалов и т. д.
2)
Фирма образуется путем интеграции (объединения) предприятий (добровольное слияние, поглощение, скупка акций и т. д.).
Конкретные пути реализации отношений:
а)
горизонтальная интеграция, то есть объединение предприятий, которые произво-дят один вид продукции, тем самым доля фирмы на рынке данного вида товара увели-чивается;
б)
вертикальная интеграция, то есть объединение производств, которые находятся на разных стадиях технологического процесса;
в)
конгломерат, так называемая диверсификация капитала, то есть объединение производств, которые никак не связаны друг с другом.
В данной работе термины «предприятие» и «фирма» для упрощения принято считать синонимами.
|