Планирование
- это деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей способов и средств его достижения.[1]
С точки зрения предприятия, на микроэкономическом уровне, планирование – это способ осуществления действия, основанный на сознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики, механизм, который заменяет цены и рынок.[2]
Существует две формы планирования
деятельности фирмы:
q планирование деятельности фирмы на рынке;
q внутрифирменное планирование.
Как правило, эти аспекты планирования взаимосвязаны.
Необходимо отметить, что по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когда отношения фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разовый характер, а приобретают устойчивый и долговременный характер.
Планирование деятельности предприятия позволяет:
q осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
q побудить руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
q определить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
q подготовить предприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры;
q четко формализовать обязанности и ответственность всех менеджеров фирмы.
Основным инструментом планирования фирмы является бизнес – план финансово-хозяйственной деятельности.
|