В официальных документах определены также приоритеты, направления и средства новой структурной, региональной и технической политики в области энергоснабжения страны, без которых не может быть сформулирована система целей стратегического развития нефтяных компаний.
Главным приоритетом в документах названо повышение крайне низкой в настоящее время эффективности энергопотребления и энергосбережения. Для ВИНК это означает следующее: при сохраняющемся разрыве в энергоемкости производства из России выгоднее экспортировать сырье, а не продукты его переработки или конечную продукцию. Такое положение, по-видимому, сохранится еще достаточно долго; действенная политика энергосбережения в сочетании с низкими темпами возрождения отечественной экономики, вероятно, обусловит умеренные объемы внутреннего спроса на энергоносители как на макроуровне, так и на большинстве региональных рынков.
Следовательно, не противоречащая национальным приоритетам и имеющая своей целью наращивание добычи нефти и рост производства нефтепродуктов стратегия развития вертикально-интегрированной нефтяной компании может быть оправдана только при ориентации прироста предложения на внешние рынки, вытеснении конкурентов с внутрироссийского или региональных рынков и замещении конкурирующих видов топлива своей продукцией.
В перспективе ожидается рост доли нефти, получаемой, при разработке сравнительно мелких месторождений, и газа как топлива для электроэнергетики. Последнее означает, что потребление мазута в электроэнергетике в Европейской части России снизится примерно в два раза, оставаясь на нынешнем уровне в других регионах страны, и емкость этого рынка будет относительно невелика.
Государственная техническая политика в той части, которая имеет отношение к нефтяным компаниям, ориентируется на: повышение экономической и энергетической эффективности всех стадий добычи, преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов; отказ от чрезмерной централизации энергоснабжения с приближением его к потребителям; экологическую и аварийную безопасность источников энергии и надежность энергоснабжения потребителей; разработку эффективных технологий добычи и переработки углеводородного сырья и т.д. Очевидно, ужесточение требований к надежности и экологической безопасности, а также децентрализация энергоснабжения неизбежно повлекут за собой рост расходов ВИНК.
Считается, что экономическим механизмом, который будет регулироваться государством и позволит реализовать эти цели, станет энергетический рынок. Причем роль государства сводится к формированию ценовой и налоговой политики, созданию конкурентной среды и разработке адекватного законодательства. В документах подтверждается курс государства на использование предприятий ТЭК, в частности, нефтяных компаний как важного источника средств для развития других секторов экономики, например, машиностроения и сферы услуг.
Однако наряду с этими достаточно ясными моментами в подходе к формированию "регулируемого государством энергетического рынка" имеются и определенные противоречия, которые, по нашему мнению, надо учитывать при разработке стратегических целей развития отечественных вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Во-первых, расплывчата сама ценовая политика: что такое цены на топливо, ограниченные структурой цен мирового рынка? Более того, цена самофинансирования в условиях России не всегда ниже цен мирового рынка (доказательство тому - розничные цены на отечественные нефтепродукты). Во-вторых, государство вряд ли в состоянии в одиночку создать полноценных хозяйствующих субъектов рынка и рыночную инфраструктуру. Это может сделать частный капитал, а государство лишь будет способствовать данному процессу, формируя благоприятный климат. В-третьих, заявленная жесткая налоговая политика в отраслях ТЭК плохо согласуется с намерением улучшить условия для самофинансирования и расширить круг отечественных и иностранных инвесторов. Наконец, возможности государства по сбору налогов вовсе не беспредельны.
Подобные неясности, хотя и затрудняют разработку целей стратегического развития вертикально-интегрированных нефтяных компаний, не являются непреодолимыми. С учетом их реального вклада в экономику России нефтяные компании могут строить стратегию своего развития достаточно независимо от государства при соблюдении всех правил, установленных последним. Более того, по нашему мнению, роль вертикально-интегрированных нефтяных компаний в экономике современной России такова, что государство не может позволить себе не считаться с их интересами.
|