C F Z X K P
Рисунок 6
Р
является базисным пунктом, в котором объявленная заводская цена равна РВ
. Цены с учетом доставки назначаются на основе линии «Р
+перевозка» ВТне только заводом Р
, но также заводом С
и заводами других городов. Таким образом, завод в С
применит явно дискриминационный способ установления цен и назначит для своих местных покупателей цену С
G
, для покупателей из F
- цену FL
, а для покупателей в К
- цену КЕ
. Для поставок груза на близкое расстояние С
установит высокую цену доставки из Р
, в то время как реальная стоимость доставки, увеличивающаяся вдоль кривой AR
, весьма невелика. Излишек платы сверх реальной стоимости доставки при назначении цен на основе системы базисных пунктов называется платой за фиктивную перевозку. В F
размер подобной платы для покупателей товара, произведенного в С
, составляет виличину DL
, хотя если бы товар покупался в Р
, платы за фиктивную перевозку не было бы. С
не получает платы за фиктивную перевозку только в том случае, если он продает свой товар к востоку от Х
. Тогда реальная стоимость перевозки превышает плату за доставку товара; таким образом, продавая свой товар покупателям из К
, продавец из С
недополучает стоимость перевозки, равную величине NE
на единицу товара. Он пойдет на это, если предельные издержки производства ег товара для К
меньше величины (СА-
NE
). Имея достаточно низкие предельные издержки, завод в С
может счесть выгодным распространить свою продукцию до Р
или дальше на восток, недополучая при этом стоимость доставки. Р
, в свою очередь, полностью компенсирует свои затраты на доставку, продавая по цене «Р+
» в С
и далее на запад. Имея одинаковую заводскую цену при таких продажах на западе и у себя в регионе, производитель из Р
будет очень заинтересован в получении доли рынка в С
. Таким образом, каждый завод сможет поставлять продукцию на чужую территорию, неся при этом расходы по доставке в большем объеме, чем это ему пришлось бы делать на своей территории. Такая практика называется встречными перевозками.
Воздействие платы за фиктивные перевозки было уменьшено в значительной мере после введения системы множественных базисных пунктов. При этой системе в качестве базисного пункта принимается не один завод-производитель, а несколько. При этом цена сучетом доставки, назначаемая для каждого конкретного покупателя, отражает самую низкую из применяемых цен базисных пунктов с добавлением стоимости доставки из этой точки.
Чтобы показать, как работает эта система, снова обратимся к рисунку 6. Предположим, что и С
и Р
являются базисными пунктами, при этом заводская цена в С
равна СА
Перейти на страницу: 1 2 3
|