Ценовая дискриминация и существование отрасли.

В некоторых случаях ценовая дискриминация оказывается условием, необходимым для того, чтобы выпуск был ненулевым, т.е. чтобы отрасль существовала.

Р

Р1

Рср К А

C

В

LATC

P2 D+

D1 D2

Q1 Q2 Q+ Q

Рисунок 7

На рисунке 7 представлена монополизированная отрасль, LATC – кривая ее средних затрат в долгосрочном периоде. D1 и D2 – кривые спроса двух групп потребителей, D+ - кривая совокупного спроса на продукцию отрасли. Как видно, кривая LATC на всем своем протяжении лежит выше кривой совокупного спроса, а это значит, что не существует такой цены, по которой мог бы быть продан какой-либо ненулевой объем выпуска. Понятно, что в длительном периоде такая отрасль не может существовать.

Однако, к счастью монополии, у нее есть выход. Она может сигментировать рынок, установив на одном рынке цену Р1, на другом- Р2. По этим ценам на первом рынке может быть продано Q1 единиц продукции, на втором – Q2 . Общий объем продаж составит Q+=Q1+Q2, а общая выручка будет: TR(Q+)=P1*Q1+P2*Q2, что равно площади прямоугольника ОКАQ+. Средняя выручка в расчете на единицу продукции (или ее средняя цена) будет равна длине отрезка AQ+, что выше средних затрат BQ+, так что монополист не только возместит затраты, но и получит прибыль, общая сумма которой равна площади заштрихованного прямоугольника СКАВ. В данном случае можно сказать, что один сегмент рынка дотирует другой. Таким образом, сегментация рынка дает возможность отрасли производить ненулевой объем продукции, является условием ее существования в долгосрочном периоде.

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.