При ценовой дискриминации второй степени цены могут быть установлены не только как убывающая функция объема продаж (Р1>P2>P3; Q1<Q2<Q3), как это показано на рисунке 3-А, но и как его возрастающая функция (P1<P2<P3; Q1<Q2<Q3). Например, правительство Москвы предполагало установить дифференцированные тарифы на электричество для населения. Жильци квартир с газовыми плитами должны были платить за первые израсходованные 80 кВт*ч электроэнергии по 130 руб за каждый киловатт-час, за следующие 80 кВт*ч – по 200 руб и за каждый киловатт-час свыше 160 – по 20 руб. Таким образом, плата за потребление, например, 200 кВт*ч в месяц составляла бы 80*130+80*200+40*320=39200 руб. или 196 руб/кВт*ч в среднем.
Такой тип ценовой дискриминаци второй степени «обратен» тому, что представлен на рисунке 3-А. Здесь линия Di – линейная кривая спроса на электроэнергию некоторого I-го жильца. Ступенчатая линия Р1ВGСLN – кривая предложения, с которой сталкивается I-й желец.
Если I-й желец стремится максимизировать свой потребительский излишек, то он израсходует за месяц Q2* кВт*ч электроэнергии, заплатив за них сумму, равную площади ОР1ВGEQ2*, а величина его потребительского излишка составит сумму, равную площади Р1КЕGB.
Если же данный жилец не привык отказывать себе в чем-то, в том числе и электроэнергии, и израсходует за месяц 200 кВт*ч (Q3 на рисунке 3-Б), то ему придется уплатить за них сумму, равную площади фигуры ОР1ВGCLNQ3. Тогда его потребительский излишек будет состоять из двух частей : положительного излишка (Р1КЕGB) и отрицательного излишка (ECLNQ3). Не исключено, что абсолютная разность положительного и отрицательного излишка окажется отрицательной, а значит, и сам чистый потребительский излишек также будет отрицательным.
Однако ситуация, приведенная на рисунке 3-А идеализирована. Дело в том, что кривая Di – это обыкновенная кривая спроса, построенная в предположении, что товар продается по единой цене. Но если потребитель приобретет Q1 единиц товара по высокой цене Р1, эффект дохода принудит его сократить спрос на дополнительные покупки этого товара. При ценовой дискриминации кривая спроса может остаться неизменной лишь при нулевом эффекте дохода. Общий объем спроса при ценовой дискриминации второй степени окажется меньше чемQ3 из-за наличия ненулевого эффекта дохода. То же справедливо и в отношении рисунка 3-Б.
В терминах экономической теории ценовую дискриминацию второй степени часто характеризуют как самоотбор. При ценовой дискриминации второй степени продавец хотел бы, но не может определить платежеспособность покупателей (эластичность их спроса). Поэтому он предлагает всем и каждому одну и ту же структуру цен, предоставляя самому покупателю выбрать величину покупки и (или) ее специфические условия. Так, при введении повременной оплаты телефонных переговоров мы сами, а не телефонная компания, будем определять длительность разговора, а следовательно и его стоимость.
Перейти на страницу: 1 2 3
|