Необходимость создания на предприятии полноценной системы управления качеством (Quality Management System, QM-системы
) определяется, с одной стороны, требованиями рынка, а, в некоторых случаях, и требованиями государственных органов. С другой стороны, QM-система является важной составной частью системы управления предприятием, влияющей на качество продукции или услуги и конкурентоспособность. Для российских предприятий сертификация по ИСО 9000 – это еще и пропуск на международный рынок, а также действенное средство для эффективного улучшения работы всего предприятия.
Внедрение эффективной QM-системы дает предприятию следующие преимущества:
· расширение рынка сбыта;
· наглядность управления процессами;
· снижение затрат и сокращение сроков освоения новых видов продукции, благодаря четкой организации структуры и процессов;
· рост коллективизма;
· повышение гибкости перестройки процессов при изменяющихся требованиях и ожиданиях заказчика;
· снижение риска ответственности за продукцию.
К сожалению, для многих российских предприятий проекты по внедрению систем управления качеством не являются эффективными. Основные причины этого явления заключаются в следующем:
· ограниченный период времени работы со стандартами ИСО (фактически с 1993 года);
· слабость нормативной базы;
· недостаточная техническая оснащенность;
· отсутствие опыта и недостаток специалистов.
Особо следует отметить еще одну очень важную проблему, связанную с подготовкой QM-документации. Кто занимался подготовкой документов для проведения процедуры сертификации, тот осознал на собственном опыте трудоемкость подготовки и актуализации пирамиды бумажных документов QM-системы.
Принципы управления, принципы TQM
Новая редакция стандартов серии ИСО 9000:2000 основана на восьми принципах управления, определяющих его философию и позволяющих достигнуть цели качества. Эти принципы следующие:
1. Фокус на потребителя.
2. Руководство.
3. Вовлечение всех работников.
4. Процессный подход.
5. Непрерывные улучшения.
6. Системный подход к управлению.
7. Подход к принятию решений на основе фактов.
8. Взаимовыгодные отношения, как с внешними, так и с внутренними поставщиками.
Анализ принципов показывает, что они практически совпадают с принципами TQM (см. принципы 1,2,3,5,7,8).
Структура требований к QM-системам в стандарте ИСО 9001:2000 состоит из четырех разделов:
· Ответственность руководства.
· Управление ресурсами.
· Управление бизнес-процессами создания продукта.
· Система измерений, анализа и непрерывных улучшений.
Напомним, что в ИСО 9000:1994 требования формулировались по 20 элементам. Несмотря на уменьшение количества разделов, общий объем требований не уменьшился.
|