1. Для банков (в основном средних и мелких) всегда является обременительным введение нового департамента в свою и без того сложную организационную структуру.
2. Специфика лизинговой деятельности трудно “ вписывается ” в деятельность банка. Нужна специальная квалифицированная экспертиза, новые маркетологи, менеджеры.
3. Неудобства в бухгалтерском учете, связанные с обобщением информации о лизинговом имуществе, амортизации лизингового имущества, лизинговых платежей.
4. Лизинговое имущество, находясь на балансе коммерческого банка, утяжеляет его, тем самым приводит к ухудшению экономических нормативов деятельности банка. Приказом Центрального Банка Российской Федерации от 30 января 1996 год была введена в действие Инструкция №1 “О порядке регулирования деятельности кредитных организаций”. Этой инструкцией были установлены обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций. Эта инструкция послужила точкой отсчета для фактического сворачивания лизинговых отделов в структуре коммерческих банков России, т.к. исходя из этих нормативов на много выгоднее вместо того, чтобы держать объекты лизингового договора на балансе (ухудшая показатели), кредитовать лизинговую компанию, созданную банком (улучшая показатели).
Тем не менее, привлекательность лизинга как инструмента для осуществления инвестиционной деятельности, снижающего риски, продолжает интересовать финансовые институты, которые начали искать оптимальные пути и формы его применения.
Сегодня наибольшим потенциалом по объему лизинговых операций обладает вторая из перечисленных групп лизингодателей ( лизинговые компании, создаваемые банками), что говорит о рациональности данной структуры организации в сегодняшних экономических условиях.
Первоочередная проблема, решаемая любой лизинговой компанией, — поиск стабильных источников финансовых ресурсов для закупки лизингуемого оборудования. Эта проблема автоматически решается в лизинговых компаниях, созданных при участии коммерческих банков.
Аналогичный путь был выбран при создании одной из первых специализированных лизинговых компаний — “Балтийский лизинг” (Санкт-Петербург): в качестве основных его учредителей выступили один из крупнейших банков России — Санкт-Петербургский “Промышленно-строительный банк” и один из лидеров страхового рынка — “Росгосстрах”. Таким образом, решились сразу две задачи: формирование надежного источника финансирования лизинговых операций и одновременно их страхование. Использование относительно дешевых и долгосрочных кредитов помогло “Балтлизу” выжить в тяжелых экономических условиях. Эта лизинговая компания работает и по сей день.
Основные преимущества лизинговых компаний, создаваемых с участием коммерческих банков заключаются в следующем.
— Кредиты, выдаваемые коммерческими банками, улучшают экономические показатели (по Инструкции №1).
— Возможность коммерческого банка получать дивиденды от лизинговой компании.
Перейти на страницу: 1 2 3
|