Чтобы попытаться объяснить определенные типы делового поведения, разработаны и другие модели олигополии. Далее приведены три такие модели. Первая пытается объяснить неизменность цен. Вторая объясняет, почему фирмы часто следуют за ценовой политикой фирмы, которая выступает как лидер в объявлении изменения цены. Третья показывает, каким образом фирмы могут устанавливать цены так, чтобы не максимизировать текущие прибыли, но зато максимизировать прибыли в долгосрочном плане, путем предотвращения появления на рынке новых продавцов.
Твердость цен и ломаная кривая спроса
В первой половине двадцатого столетия широко считалось, что на олигополистических рынках у цен существует тенденция быть твердыми (неизменными). Модель, разработанная, чтобы объяснить твердые цены, показывает, каким образом предположения, делаемые отдельными фирмами о реакции соперников на их действия, могут приводить к странным результатам. Полагали, что эта модель применима к сталеплавильной промышленности США начала века и 20-х годов, когда, несмотря на увеличение издержек, цена стали оставалась неизменной.
Неизменность цены можно объяснить, если отдельные фирмы считают, что соперники не последуют за любым приростом их цены. В то же время они полагают, что их соперники последуют за снижением их цен. При таких обстоятельствах кривая спроса - как ее воспринимает каждая конкретная фирма - имеет странную форму.
Цена на товар установлена. Модель не объясняет, как она была установлена. В течение 50-х годов, периода стабильности цен, рыночная цена за плитку шоколада была 10 центов. Шоколадные плитки выпускались всего несколькими фирмами. Допустим, что фирмы отрасли думают, что спрос на их продукт будет весьма эластичным, если они поднимут свои цены, потому что их конкуренты не будут повышать цены в ответ. Однако они строят предположение, что если они понизят свои цены, то спрос станет неэластичным, так как согласно их ожиданиям, соперничающие фирмы также понизят свои цены. Резкое изменение эластичности кривой спроса фирмы при установленной цене дает кривую ломаной формы.
Рис. 7 изображает ломаную кривую спроса вместе с соответствующей ей кривой предельного дохода. Отметим резкое падение предельного дохода, когда цена опускается ниже 10 центов, т. е. установленной цены. Это происходит из-за резкого падения поступлений, когда фирма снижает свою цену в ответ на снижение цены конкурентом. Фирма, которая понизит цену, потеряет в валовом доходе, так как предельный доход становится отрицательным, потому что спрос неэластичен при ценах ниже установленной цены.
На рис. 7 максимальные прибыли соответствуют размеру выпуска, при котором MR = МС. Кривая предельных затрат - MC1. Следовательно, максимизирующий прибыль выпуск равен Q* плиток в месяц, а цена товара будет равна Р* = 10 центов.
Теперь предположим, что цена одного из ресурсов, необходимых для производства шоколадных плиток, возрастает. Это смещает кривую предельных издержек вверх с MC1 до МС2. Если после увеличения предельных издержек кривая МС2 все еще пересекает MR на участке ниже точки А, то фирма не изменит ни цену, ни выпуск. Точно так же сокращение предельных издержек не приведет к уменьшению цены.
Устойчивость цены будет поддерживаться только при приростах затрат, которые не смещают кривую предельных издержек вверх настолько, чтобы пересекать кривую предельного дохода выше точки А. Больший прирост предельных издержек приведет к новой цене. Тогда будет существовать новая кривая спроса с новым изломом. Излом сохраняется, только если фирмы остаются при своих убеждениях относительно реакции их конкурентов на цены после того, как установится новая цена.
Лидерство в ценах
Практикой, которая наблюдается повсюду на олигополистических рынках, является лидерство в ценах. Одна фирма на рынке, обычно (но не всегда) крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене. Считалось, что лидерство в ценах существовало в сталеплавильной промышленности США в течение 60-х годов. Одна доминирующая фирма устанавливала цены, а другие, меньшие фирмы, следовали за ней. Однако из-за возросшей конкуренции со стороны иностранных производителей, как полагают исследователи сталеплавильной промышленности, сегодня ни одна фирма не доминирует в американской металлургии. С помощью модели лидерства в ценах можно описать ценообразование на рынках банковских услуг. Крупные нью-йоркские банки обычно устанавливают свои процентные ставки по кредитам первоклассным заемщикам, а все прочие банки тут же регулируют свои ставки таким же образом.
Лидирующая фирма предполагает, что другие фирмы на рынке не будут реагировать таким образом, что изменят цену, которую она установила. Они решат максимизировать свои прибыли при цене, установленной лидером. Фактически эти фирмы начинают принимать цену, установленную лидером как данную. Модель лидерства в ценах называется частичной монополией, потому что лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках. Прочие фирмы принимают эту цену как данную.
|