Защита авторских и смежных прав.

Прежде всего они явля­ются делами так называемого частного обвинения, т. е. делами, которые возбуждаются не иначе, как по желанию потерпевшего.

Дела о нарушении авторских прав не подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего и обвиняемого, что в целом не характерно для дел частного обвинения. Производство по этим делам ведется в общем порядке, т.е. с проведением предварительного расследования, которое производится органами прокуратуры.

В реальной жизни меры уголовной ответственности за нарушение авторских прав реализуются на практике крайне редко.

Охрана произведений российских авторов за рубежом.

Важной особенностью авторских прав является их строго территори­альный характер. Иными словами, по общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, где это произведение было создано.

Для того чтобы произведение, охраняемое на территории одного государства, получило охрану на территории другого государства, необходимо, чтобы между этими государствами был заключен соответствующий двусторонний договор или чтобы оба эти государства были участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностран­ное государство, на территории которого будет использоваться произведе­ние, взаимные обязательства в области авторского права.

Если произведения российских авторов на территории соответствую­щего иностранного государства не охраняются, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. Однако в этом случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.

Когда права российских авторов признаются на территории иностран­ного государства, необходимо учитывать, что объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. Поэтому, например, российские авторы на территории других государств могут пользоваться и такими правами, которых они не имеют на территории России.

Так, в соответствии ( с авторским законодательством Испании срок охраны произведений составляет период жизни автора и 60 лет после его смерти, однако произве­дения российских авторов будут охраняться лишь в течение жизни авторов и 50 лет после их смерти.

Участие России в международных соглашениях по охране авторских и смежных прав.

Наилучшее условие для обеспечения охраны прав отечественных авто­ров за рубежом создаются при участии страны в международной системе охраны авторских прав. Как уже указывалось в параграфе 2 главы 2, Российская Федерация с настоящее время участвует почти во всех основных международных конвенциях об охране авторских прав, в частности, в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произве­дений в редакции 1971 г. (с 13 марта 1995 г.), во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.—с 27 мая 1973 г., и редакции 1971 г. — с 13 марта 1995 г.), в Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (с 13 марта 1995 г.), а также в Конвенции 1974 г. о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (с 13 ноября 1988 г.). Вопрос о присоединении России к Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и органи­заций вещания продолжает изучаться, хотя принципиальная готовность РФ подписать эту конвенцию неоднократно подтверждалась руководством страны.

Следует отметить, что в настоящее время уровень авторско-правовых гарантий, требуемый и Бернской, и Всемирной конвенциями, практически совпадает, что, конечно, не означает отсутствия различий между ними. Не вдаваясь в их анализ, который достаточно тщательно проведен в литерату­ре1 , укажем лишь на то, что хотя присоединение России к Бернской конвенции и ратификация редакции 1971 г. Всемирной конвенции про­изошли одновременно, их правила распространяются на разный круг произведений российских авторов.

Что касается такого специального договора, как Конвенция 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизвод­ства их фонограмм, то он действует в отношении России лишь с 13 марта 1995 г.

Основным обязательством, накладываемым на государства, участвующие в Конвенции о распространении несущих программы сигналов, пере­даваемых через спутники, является обязанность «принимать соответствующие меры по предотвращению распространения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распро­страняющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается (пункт (1) ст. 2). При этом государства-участники свободны в выборе способов исполнения принятого на себя обязательства.1

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.