Особенности правового регулирования авторского права.

Ликвидация юридического лица, под которой понимается его прекра­щение без правопреемства, аннулирует в установленном законом порядке все обязательства данного юридического лица, включая и возникшие из заключенных им авторских договоров. Разумеется, это не освобождает заказчика от ответственности за неисполнение тех его обязанностей, которые должны были быть исполнены им ранее. При реорганизации юридического лица авторский договор не прекращается и должен быть исполнен правопреемником.

Наконец, в случаях, предусмотренных договором, он может быть прекращен по одностороннему заявлению той или другой стороны в связи с нарушением контрагентом существенных условий договора, о чем под­робно говорили выше.

Порядок прекращения авторского договора в связи с рассмотренными только что основаниями специально авторским законодательством не регламентирован.

6. Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права)

Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское законодательство охраняет права исполнителей, производителей фонограмм, а также организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права).

Как известно, смежные права впервые получили признание в россий­ском законодательстве лишь в 1992 г. в результате принятия Верховным Советом РФ 14 июля 1992 г. решения о применении на территории России впредь до принятия нового Гражданского кодекса РФ Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Раздел IV Основ включал две статьи, вводившие охрану прав исполнителей, создателей звуко и видеозаписей и организаций эфирного вещания. Однако поскольку эти статьи носили достаточно общий характер и не давали ответов на многие вопросы, реальной охраны смежных прав они не гарантировали. В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», с принятием которого раздел IV Основ гражданского законодательства утратил силу, смежным правам посвящен специальный раздел, обеспечивающий значительно более полное их регулирование. Следует отметить, что с принятием этого закона изме­нился и состав охраняемых смежных прав. Из числа субъектов смежных прав оказались исключены создатели видеозаписей, но наряду с организа­циями эфирного вещания обладателями смежных прав признаны органи­зации кабельного вещания. Указанные изменения обусловлены стремлением сблизить правовое регулирование смежных прав в российском законодательстве с наиболее распространенной мировой практикой и положениями Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. Что же касается видеозаписей, то их охрана осуществляется нормами авторского права как аудиовизуальных произведений.

Помимо прав исполнителей к смежным правам законодатель, следуя логике Римской конвенции 1961 г., отнес права производителей фоног­рамм, а также организаций эфирного и кабельного вещания. Указанных субъектов объединяет то, что именно благодаря их деятельности произве­дения, предназначенные для публичного исполнения, становятся доступ­ными не только непосредственным слушателям и зрителям, но и более широкой публике, что большей частью соответствует интересам самих авторов.

Существенной особенностью большинства смежных прав является их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо объект, вообще не являющийся результатом творческой деятельности, смежные права носят самостоятельный характер.

Перейти на страницу: 42 43 44 45 46 47 48 49

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.