Анализ прибыли и рентабельности

Прибыль является важнейшим экономическим показателем, характеризующим резуль­таты деятельности предприятия.

При анализе прибыли следует: определить абсолютное отклонение прибыли отчетного года от суммы ее в предыдущем отчетном периоде, рассчитать темп роста прибыли в отчет­ном году по сравнению с ее суммой в предыдущем отчетном периоде; определить структуру прибыли и выявить изменения в ней; установить влияние отдельных факторов на прибыль от реализации продукции; рассмотреть распределение прибыли; выявить резервы увеличения прибыли и разработать мероприятия по их реализации.

Анализ прибыли проводится по данным формы № 2 "Отчет о финансовых результатах". Абсолютное отклонение, темп роста и структура прибыли показаны в

Здесь необходимо определить за счет каких факторов складывалось уменьшение при­были отчетного года в 1999 году на 8712478 тыс. руб. В приведенной ниже диаграмме на­глядно показано данное изменение.

Рис. 2. Изменение балансовой прибыли

Дальнейший анализ должен быть направлен на определение влияния отдельных факто­ров на прибыль от реализации.

При анализе прибыли от реализации по данным формы № 2 можно определить влияние следующих факторов[10]:

  • увеличение (уменьшение) объема выручки от реализации;
  • изменение цен на продукцию;
  • снижение (повышение) коммерческих расходов;
  • снижение (повышение) управленческих расходов.

В первую очередь следует определить дополнительную выручку от реализации, кото­рую предприятие получило в связи с изменением цен под влиянием инфляции. Для этого нужно выручку от реализации в отчетном году выразить в сопоставимых ценах предыдущего периода путем деления ее на индекс цен:

Qот 100 + %цен

Q1от = ; Jц = (16)

Jц 100

где Q1от – выручка от реализации в сопоставимых ценах;

Qот – выручка от реализации продукции в отчетном периоде;

Jц– индекс цен;

%ц – процент изменения цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с преды­дущим периодом.

Влияние изменения цен на выручку от реализации исчисляется но формуле

Qцен = Qот – Q1от (17)

За 1999 год выручка от реализации составила 126471009 тыс. руб., в 1998 году - 66119958 тыс. руб., а выручка от реализации за 1999 год– 8257779 тыс. руб. Цены в среднем за 1999 год выросли на 18%, за 1998 год - на 46% (данные статистики), отсюда индекс цен составит: в 1999 году 1 + 18/100 = 1,18, а выручка от реализации в сопоставимых ценах Q1от = 126471009/1,18 = 107178821,2 тыс. руб.; в 1998 году соответственно 1 + 46/100 = 1,46, а выручка от реализации по отчету в сопоставимых ценах – 45287642,5 тыс. руб.[11]

Следовательно, выручка от реализации продукции в отчетном периоде в связи с изме­нением цен увеличилась: за 1999 год 126471009 – 107178821,2 = +19292187,8 тыс. руб.; в 1998 году на 66119958 - 45287642,5 = +20832315,5 тыс. руб.

1. Влияние изменения прибыли от реализации в связи с увеличением (уменьшением) выручки от реализации определяется по формуле:

(Qвыр.от - Qвыр.пр) - Qцен

Пвыр = *Rпрод.пр (18)

100

где: Пвыр – изменение прибыли от реализации под влиянием увеличения (уменьшения) выручки от реализации;

Qвыр.от, Qвыр.пр – выручка от реализации в отчетном и предыдущем периодах соответст­венно;

Qцен – изменение выручки от реализации в связи с изменением цен;

Rпрод.пр – рентабельность продаж в предыдущем периоде.

Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от реализации к выручке от реа­лизации:

Rпро = (Пр: Qвыр) * 100 (19)

За 1999 год рентабельность продаж составила 12895109: 66119958 * 100 = 19,5%. В 1998 году - 30,5%, т.е. 2519675: 8257779 * 100 = 30,5%.

Как видно из расчета, прибыль в связи с увеличением объема реализации возросла на:

[(126471009 - 66119958) – 19292187,8] * 19,5

Пвыр = = 8006478,3 т.р. в 1999г.

100

[(66119958 – 8257779) – 20832315,5] * 30,5

Пвыр = = 11294108,4 т.р. в 1998г.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.