Прибыль является важнейшим экономическим показателем, характеризующим результаты деятельности предприятия.
При анализе прибыли следует: определить абсолютное отклонение прибыли отчетного года от суммы ее в предыдущем отчетном периоде, рассчитать темп роста прибыли в отчетном году по сравнению с ее суммой в предыдущем отчетном периоде; определить структуру прибыли и выявить изменения в ней; установить влияние отдельных факторов на прибыль от реализации продукции; рассмотреть распределение прибыли; выявить резервы увеличения прибыли и разработать мероприятия по их реализации.
Анализ прибыли проводится по данным формы № 2 "Отчет о финансовых результатах". Абсолютное отклонение, темп роста и структура прибыли показаны в
Здесь необходимо определить за счет каких факторов складывалось уменьшение прибыли отчетного года в 1999 году на 8712478 тыс. руб. В приведенной ниже диаграмме наглядно показано данное изменение.
Рис. 2. Изменение балансовой прибыли
Дальнейший анализ должен быть направлен на определение влияния отдельных факторов на прибыль от реализации.
При анализе прибыли от реализации по данным формы № 2 можно определить влияние следующих факторов[10]: - увеличение (уменьшение) объема выручки от реализации;
- изменение цен на продукцию;
- снижение (повышение) коммерческих расходов;
- снижение (повышение) управленческих расходов.
В первую очередь следует определить дополнительную выручку от реализации, которую предприятие получило в связи с изменением цен под влиянием инфляции. Для этого нужно выручку от реализации в отчетном году выразить в сопоставимых ценах предыдущего периода путем деления ее на индекс цен:
Qот 100 + %цен
Q1от = ; Jц = (16)
Jц 100
где Q1от – выручка от реализации в сопоставимых ценах;
Qот – выручка от реализации продукции в отчетном периоде;
Jц– индекс цен;
%ц – процент изменения цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом.
Влияние изменения цен на выручку от реализации исчисляется но формуле
Qцен = Qот – Q1от (17)
За 1999 год выручка от реализации составила 126471009 тыс. руб., в 1998 году - 66119958 тыс. руб., а выручка от реализации за 1999 год– 8257779 тыс. руб. Цены в среднем за 1999 год выросли на 18%, за 1998 год - на 46% (данные статистики), отсюда индекс цен составит: в 1999 году 1 + 18/100 = 1,18, а выручка от реализации в сопоставимых ценах Q1от = 126471009/1,18 = 107178821,2 тыс. руб.; в 1998 году соответственно 1 + 46/100 = 1,46, а выручка от реализации по отчету в сопоставимых ценах – 45287642,5 тыс. руб.[11]
Следовательно, выручка от реализации продукции в отчетном периоде в связи с изменением цен увеличилась: за 1999 год 126471009 – 107178821,2 = +19292187,8 тыс. руб.; в 1998 году на 66119958 - 45287642,5 = +20832315,5 тыс. руб.
1. Влияние изменения прибыли от реализации в связи с увеличением (уменьшением) выручки от реализации определяется по формуле:
(Qвыр.от - Qвыр.пр) - Qцен
Пвыр = *Rпрод.пр (18)
100
где: Пвыр – изменение прибыли от реализации под влиянием увеличения (уменьшения) выручки от реализации;
Qвыр.от, Qвыр.пр – выручка от реализации в отчетном и предыдущем периодах соответственно;
Qцен – изменение выручки от реализации в связи с изменением цен;
Rпрод.пр – рентабельность продаж в предыдущем периоде.
Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от реализации к выручке от реализации:
Rпро = (Пр: Qвыр) * 100 (19)
За 1999 год рентабельность продаж составила 12895109: 66119958 * 100 = 19,5%. В 1998 году - 30,5%, т.е. 2519675: 8257779 * 100 = 30,5%.
Как видно из расчета, прибыль в связи с увеличением объема реализации возросла на:
[(126471009 - 66119958) – 19292187,8] * 19,5
Пвыр = = 8006478,3 т.р. в 1999г.
100
[(66119958 – 8257779) – 20832315,5] * 30,5
Пвыр = = 11294108,4 т.р. в 1998г.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|