Модель простой монополии построена исходя из допущения, что
все единицы продукции, продаваемые на протяжении определенного периода времени,
реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно
неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Например,
весьма маловероятно, чтобы книжный магазин, расположенный на территории
университетского городка (типичная монополия), стал вдруг продавать учебники по
экономике студентам старших курсов по одной цене, а всем остальным - с 25%-й
скидкой. Если даже он и попытается так сделать, то какой-нибудь сметливый
второкурсник вскоре начнет покупать эти книги для их последующей перепродажи
старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажи книг в этом магазине по
исходной цене упадут до нуля.
Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции
по одной цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей
на один и тот же продукт. Если цены, установленные для разных покупателей,
отражают не различия в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к
обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.
Так, театр, устанавливающий цену на билет в 5 долларов для
взрослых и 3 доллара для детей, осуществляет ценовую дискриминацию, поскольку
издержки театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело,
например, на бензоколонке, где цена одного галлона бензина на 4 цента ниже,
если клиент платит наличными, а не с помощью кредитной карточки. Здесь просто
учитывается разница в издержках при различных видах кассовых операций.[1, c.205]
|