Каждое общество, основываясь на национальных, культурных, исторических
традициях, берет на себя заботу о содержании нетрудоспособного населения,
граждан, временно не имеющих работу, и ряд других функций. Как показывает
мировой опыт, финансирование этих специфических целевых государственных функций
за счет средств государственного бюджета не всегда эффективно. Как правило, во
время кризисов, высокой инфляции, социальных и политических неурядиц низкая
эффективность финансирования из госбюджета этих функций проявляется особенно
отчетливо. Эти обстоятельства стали веским основанием для организации
финансирования целевых общегосударственных задач из соответствующих их
содержанию внебюджетных фондов.
В отечественной практике в условиях рыночной экономики под эгидой
государства образованы следующие внебюджетные фонды:
А. Страховые взносы на социальное обеспечение:
·
Пенсионный фонд;
·
Фонд обязательного медицинскою страхования;
·
Фонд социальною страхования РФ;
·
Государственный фонд занятости населения;
Б. Специальные фонды:
·
дорожные фонды;
·
природоохранные фонды;
·
фонды развития территории.
В. Общественные фонды:
·
независимые пенсионные фонды;
·
фонды поддержки науки, образования, медицины.
Фонды социального назначения (группа А) формируются за счет
средств фирм, граждан и госбюджета. Основными источниками пополнения
Пенсионного фонда. Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда
социального страхования являются страховые взносы фирм. Размер страховых
взносов, который на 1996 г. составлял 39% фонда оплаты труда фирмы, относится
на производственные издержки фирмы. Эти взносы начисляются фирмой одновременно
начислением зарплаты служащим и перечисляются ежемесячно в фонды, независимо от
факта выплаты зарплаты. Будучи обязательной статьей себестоимости,
вышеуказанные страховые взносы ведут к автоматическому росту цен на продукцию
фирм. Динамика этого роста прямо зависит от роста зарплаты в фирме. С другой
стороны, жесткий порядок расчетов по этим взносам в случае наступления даже
временного ухудшения платежеспособности фирмы усиливает напряженность в ее
финансовом положении.
Взносы в фонд занятости формируются за счет прямых удержаний из
начисленной зарплаты служащих к размере 1%. По существу порядок
формирования этих удержании ничем не отличается от расчета и удержания
подоходного налога со служащих фирмы, различны лишь получатели да размеры этих
удержаний.
Среди специальных фондов особое место занимают дорожные фонды.
Всякие попытки на протяжении многих последних десятилетий решить проблему дорог
и россии за счет госбюджета не
имели успеха. Возможно, финансирование строительства и содержание дорог
из независимого от госбюджета специального фонда станет долгожданным способом
решения одной из вековых российских бед.
Дорожные фонды формируются в основном из следующих налогов:
·
на реализацию горюче-смазочных материалов (независимо оттого, кто
занимается их реализацией);
·
с пользователей автодорог;
·
с владельцев транспортных средств;
·
на приобретение автотранспортных средств.
Налог на приобретение автотранспортных средств фирмы оплачивают за
счет средств, предназначенных на финансирование капитальных вложений. Остальные
налоги в дорожные фонды фирмы относят на собственные издержки со всеми
ранее изложенными последствиями для ценовой политики.
В последнее время в России отмелется бурный рост общественных
фондов, т. е. образованных без вмешательства государства. К сожалению, многие
из этих фондов созданы с нечистоплотными целями, отдельные — с криминальным
оттенком. Поэтому они не пользуются популярностью ни у фирм, ни у граждан.
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ВЗНОС)
Статья 234. Общие положения
Настоящей главой Кодекса вводится единый социальный налог
(взнос) зачисляемый в государственное внебюджетные фонды - Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды
обязательного медицинского страхования Российской Федерации (далее в настоящей
главе - фонды) - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права
граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую
помощь.
Статья 235. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками признаются
1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в
том числе:
организации;
индивидуальные предприниматели;
родовые, семейные общины малочисленных народов Севера,
занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины
малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями
хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.
2. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким
категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей
статьи Кодекса, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно
взятому основанию.
3. Не являются налогоплательщиками организации и
индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными
(правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату налога на вмененный
доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от
осуществления этих видов деятельности.
Статья 236. Объект налогообложения
Объектом налогообложения для исчисления налога признаются:
1) для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1
статьи 235 настоящего Кодекса, - выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые
работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе
вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых
является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным
договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные
выплати налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235
настоящего Кодекса за исключением налогоплательщиков - физических лиц, в пользу
физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо
договором гражданско-правового характера предметом которого является выполнение
работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные
выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из
прибыли, остающейся в распоряжении организации Выплаты в виде материальной
помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые
сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются
объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на
календарный месяц;
2) для налогоплательщиков указанных в подпункте 2 пункта 1
статьи 235 настоящего Кодекса, - доходы от предпринимательской либо иной
профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением,
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения, объектом обложения является доход, определяемый исходя из
стоимости патента.
Статья 237. Налоговая база
1. Налоговая база налогоплательщиков указанных в подпункте 1
пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, осуществляющих прием на работу по
трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам
гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ
(оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяется
как сумма доходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса,
начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
При определении налоговой базы учитываются любые доходы (за
исключением доходов, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), начисленные
работодателями работникам в денежной или натуральной форме в виде
предоставленных работникам материальных, социальных или иных благ или в виде
иной материальной выгоды.
При осуществлении налогоплательщиками, указанными в
подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением
налогоплательщиков - физических лиц, выплат в виде материальной помощи или иных
безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым
договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого
является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным
договором, налоговая база определяется как сумма указанных выплат в течение
налогового периода. Указанные выплаты не учитываются при исчислении налоговой
базы, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в
натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и товарами для
детей, включаются в налоговую базу в части сумм, превышающих 1000 рублей в
расчете на календарный месяц.
2. Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1
статьи 235 настоящего Кодекса, определяют налоговую базу отдельно по каждому
работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим
итогом.
При определении налоговой базы не учитываются доходы,
полученные работниками от других работодателей. В случае, если работник получает
налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая
база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку
социального налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога
не возникает.
3. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте
2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма доходов,
предусмотренных пунктом 2 статьи 236 настоящего Кодекса полученных такими
налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной
форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в
Российской Федерации и исчисляемых в соответствии со статьей 210 настоящего
Кодекса, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных в
пункте 1 статьи 221 настоящего Кодекса. При расчете указанного дохода не
производятся налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 - 220 настоящего
Кодекса.
4. Доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров
(работ, услуг), учитываются в составе налогооблагаемых доходов как стоимость
этих товаров (работ, услуг) на день получения таких доходов, исчисленная исходя
из их рыночных цен (тарифов), определенных с учетом положений статьи 40
настоящего Кодекса, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти
товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных
цен.
При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается
соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для
подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.
В аналогичном порядке в составе доходов учитываются
следующие виды дополнительных материальных выгод, получаемых работником и (или)
членами его семьи за счет работодателя, за исключением случаев когда
материальная выгода образуется в результате получения услуг или сумм взамен
этих услуг, на основании законодательства российской
Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации или решений
органов местного самоуправления. К такой дополнительной материальной
выгоде относится, в частности:
дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично)
работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров
(работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха,
обучения в интересах работника;
дополнительная выгода от приобретения работником и (или)
членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более
выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не
являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);
материальная выгода в виде экономии на процентах при
получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая
по правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 212 настоящего Кодекса;
материальная выгода, получаемая работником в виде суммы
Страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм
страховых взносов, указанных в подпункте 9 пункта 1 статьи 238 настоящего
Кодекса) в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за
него работодателем.
5. Сумма вознаграждения, учитываемая при определении
налоговой базы в части авторского и лицензионного договоров, определяется в
соответствии со статьей 210 с учетом расходов, предусмотренных пунктом 3 статьи
221 настоящего Кодекса.
6. Налоговые базы, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей
статьи, определяются независимо друг от друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изменение социально-экономического развития государства в
период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным
сдвигам в сторону интенсификации производства, что обусловливает неизменный
рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм
собственности.
Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С
одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с
другой, ¾ как основа
дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной
части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.
Важной проблемой российской налоговой политики на современном
этапе является рост собираемости налогов. Тем не менее, право предприятия на
законное уменьшение своих налоговых выплат является неотъемлемой гарантией
частной собственности. Это тем более важно, т.к. в ряде случаев наблюдается
тенденция со стороны налоговых органов рассматривать легальное уменьшение
налоговых обязательств предприятия как «уклонение от уплаты налогов».
Эффективность налогового регулирования предпринимательской
деятельности связана со стабильностью налоговой ставки и налоговой системы
вообще.
Современная банковская система является “кровеносной системой”
экономики. Через банки опосредуется “обмен веществ” в хозяйственной системе, и
от их четкой и непрерывной работы в сфере платежей зависит общая эффективность
функционирования экономических институтов.
Предприятие, являясь плательщиком отчислений на социальное
страхование и обеспечение, регулярно производит отчисления в государственные
внебюджетные фонды. Оперативный, статистический и бухгалтерский учет ведется в
хозяйстве в соответствии с действующим законодательством. Порядок, форма,
система оплаты труда, другие виды доходов работников, а также порядок приема и
увольнения работников, возмещение причиненного по их вине ущерба определяется
предприятием с учетом правил, предусмотренных действующим законодательством.
Задачи.
1. Расчет суммы амортизационных отчислений и ее
распределение.
Таблица 1
№
|
Показатель
|
Сумма тыс.руб
|
1
|
Стоимость амортизируемых основных фондов на начало года
|
|
|
В ценах базисного периода (2,1)
|
14514,0
|
|
В действующих
ценах
(2,1)
|
15530,0
|
2
|
Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов
|
|
|
В ценах базисного периода (2,1)
|
8083,0
|
|
В действующих
ценах
(2,1)
|
8649,0
|
3
|
Среднегодовая стоимость выбывающих основных фондов
|
|
|
В ценах базисного
периода
(2,1)
|
7960,0
|
|
В действующих ценах
|
8517,0
|
4
|
Среднегодовая стоимость амортизируемых основных
производственных фондов
|
|
|
В ценах базисного периода
|
14637,0
|
|
В действующих ценах
|
15662,0
|
5
|
Среднегодовая стоимость полностью амортизированного
оборудования
|
|
|
(в действующих ценах)
|
1030,0
|
6
|
Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов
|
|
|
(в действующих ценах):всего
|
14632,0
|
|
В т.ч. относящихся к 1 категории 25%
|
3658,0
|
|
к 2 категории 45%
|
6584,0
|
|
к 3 категории 30%
|
4390,0
|
7
|
Сумма амортизационных отчислений. Всего
|
2487,4
|
|
В т.ч. относящихся к 1 категории 5%
|
162,9
|
|
к 2 категории 25%
|
1646,0
|
|
к 3 категории 15%
|
658,5
|
8
|
Использование амортизационных отчислений на капитальные
вложения
|
2487,4
|
Решения
2. Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов:
в ценах базисного периода – 4483+3600=8083 тыс.руб.
в действующих ценах – 8083´1,07=8649
тыс.руб.
3. Среднегодовая стоимость выбывающих основных фондов
в ценах базисного периода – 6890+1070=7960 тыс.руб.
в действующих ценах – 7960´1,07=8517
тыс.руб.
4. Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов:
в ценах базисного периода – 14514+8083-7960=14637 тыс.руб.
в действующих ценах – 15530+8649-8517=15662 тыс.руб.
6. Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов:
(в действующих ценах): всего – 15662-1030=14632 тыс.руб.
В т.ч. к 1 категории – 14632´0,25=3658
тыс.руб.
к 2 категории – 14632´0,45=6584 тыс.руб.
к 3 категории – 14632´0,30=4390 тыс.руб.
7. Сумма амортизационных отчислений.
В т.ч. к 1 категории - 3658´0,05=182,9
тыс.руб.
к 2 категории - 6584´0,25=1646
тыс.руб.
к 3 категории - 4390´0,15=658,5
тыс.руб.
2. Расчет сметы затрат на производство продукции.
Таблица 2
№
|
Статья затрат
|
Всего на год
|
В т.ч. на 4 кв.
|
1
|
Материальные затраты
|
10520
|
2630
|
2
|
Затраты на оплату труда
|
17300
|
4325
|
3
|
Отчисления на социальные нужды. Всего
|
6660,5
|
1665,1
|
|
В том числе: а) в Пенсионный фонд (28%)
|
4844
|
1211
|
|
б) в Фонд государственного социального обеспечения (5,4%)
|
934,2
|
233,6
|
|
в) в Фонд обязательного медицинского страхования (3,6%)
|
622,8
|
155,7
|
|
г) в государственный фонд занятости (1,5%)
|
259,5
|
64,9
|
4
|
Амортизация основных фондов
|
2487,4
|
621,9
|
5
|
Прочие расходы. Всего
|
920
|
230
|
|
В том числе: а) уплата процентов за краткосрочный кредит
|
35
|
10
|
|
б) налоги, включаемые в себестоимость
|
885
|
220
|
|
в) лизинговые платежи и другие расходы
|
0
|
0
|
6
|
Итого затрат на производство
|
37887,9
|
9472
|
7
|
Списано на непроизводственные счета
|
400
|
100
|
8
|
Затраты на валовую продукцию
|
37487,9
|
9372
|
9
|
Изменение остатков незавершенного производства
|
207
|
83
|
10
|
Изменение остатков по расходам будущего периода
|
30
|
8
|
11
|
Производственная себестоимость товарной продукции
|
37724,9
|
9463
|
12
|
Внепроизводственные (коммерческие) расходы
|
1460
|
365
|
13
|
Полная себестоимость товарной продукции
|
39184,9
|
9828
|
14
|
Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов)
|
52584
|
10710
|
Решения
3. Отчисления на социальные нужды.
Всего (год): (17300´38,5%)/100%=6660,5
тыс.руб.
Всего (4кв.): (4325´38,5%)/100%=1665,1
тыс.руб.
6.Затраты на производство: (строки 1+2+3(всего)+4+5(всего))
10520+17300+6660,5+2487,4+920=37887,9 тыс.руб.
8. Затраты на валовую продукцию (6-7): 37887,9-400=37487,9
тыс.руб.
11. Производственная себестоимость товарной продукции: (8±9±10)
37487,9+207+30=37724,9 тыс.руб.
13. Полная себестоимость товарной продукции: (11+12)
37724,9+1460=39184,9 тыс.руб.
3. Расчет объёма реализуемой продукции и прибыли
Таблица 3
№
|
Показатель
|
Сумма, тыс. руб.
|
1
|
Фактические остатки нереализованной продукции на
начало года
|
|
А) в ценах базисного года НДС и
акцизов (3;1а)
|
2500
|
Б) по производственной
себестоимости (3;1б)
|
1950
|
В) прибыль
|
550
|
2
|
Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание
услуг)
|
|
А) в действующих ценах без НДС и
акцизов (1;14)
|
52584
|
Б) по полной
себестоимости (з2;13)
|
39184,9
|
В) прибыль
|
13399,1
|
3
|
Планируемый остаток нереализованной продукции на конец
года
|
|
А) в днях запаса (3;2а)
|
11
|
Б) в действующих ценах без НДС и акцизов
|
1309
|
В) по производственной себестоимости
|
1156,6
|
Г) прибыль
|
152,4
|
4
|
Объем реализуемой продукции в планируемом году
|
|
А) в действующих ценах без НДС и акцизов
|
53775
|
Б) по полной себестоимости
|
39978,3
|
В) прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг)
|
13796,7
|
5
|
Проценты к получению
|
-
|
6
|
Проценты к уплате
|
-
|
7
|
Доходы от участия в других организациях (3;4б)
|
856
|
8
|
Прочие операционные
доходы (3;3а)
|
7600
|
9
|
Прочие операционные
расходы (3;3)
|
5340
|
10
|
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности
|
16912,7
|
11
|
Прочие внереализационные
доходы (3;4-4б)
|
10020
|
12
|
Прочие внереализационные
расходы (3;5)
|
9100
|
13
|
Прибыль (убыток) планируемого года
|
17832,7
|
14
|
Налог на прибыль (8;6)
|
2951
|
15
|
Отвлеченные
средства (4;7)
|
980
|
16
|
Нераспределенная прибыль (убыток) планируемого
периода
|
13901,7
|
Решения
1.в. Прибыль:(1а-1б)
2500-1950=550
2.в. Прибыль: (2а-2б)
52584-39184,9=13399,1 тыс.руб.
3. Планируемый остаток
нереализованной продукции на конец года:
б. В действующих
ценах без НДС и акцизов: (1;14(4кв)/90*11)
(10710/90)´11=1309 тыс.руб.
в. По производственной
себестоимости: (з2;11(4кв)/90*11)
(9463/90)´11=1156,6 тыс.руб.
г. Прибыль: (3б-3в)
1309-1156,6=152,4 тыс.руб.
4. Объем реализуемой
продукции в планируемом году:
А) в действующих ценах без
НДС и акцизов: з(2а+1а-3б)
52584+2500-1309=53775
тыс.руб.
Б) по полной себестоимости:
з(2б+1б-3в)
39184,9+1950-1156,6=39978,5
тыс.руб.
В) прибыль от реализации
товарной продукции (работ, услуг): з(4а-4б) 53775-39978,3=13796,7 тыс.руб.
10. Прибыль от
финансово-хозяйственной деятельности: з(4в+7+8-9)
13796,7+856+7600-5340=16912,7
тыс.руб.
11. Прочие внереализационные
доходы: (3;4-4б) 10876-856=10020 тыс.руб.
13. Прибыль планируемого года
з(10+11-12):
16912,7+10020-9100=17832,7
тыс.руб.
4. Расчет потребности предприятий в оборотных средствах
Таблица 4
№
|
Статьи затрат
|
Норматив на начало года,
тыс.руб.
|
Затраты 4 кв тыс.руб Всего
|
Затраты 4 кв тыс.руб. В
день
|
Нормы запасов в днях
|
Норматив на конец года,
тыс.руб.
|
Прибыль
|
1
|
Производственные запасы
|
3935 (5)
|
11340 (5;1)
|
126
|
45 (5;5)
|
5670
|
1735
|
2
|
Незавершенное производство
|
236 (5)
|
9828 (з2;13)
|
109,2
|
4 (5;5)
|
436,8
|
200,8
|
3
|
Расходы будущих периодов
|
15 (5)
|
10 (5;2)
|
-
|
-
|
25
|
10
|
4
|
Готовые изделия
|
501 (5)
|
9463 (з2;11)
|
105,1
|
7 (5;5)
|
735,7
|
235,7
|
5
|
ИТОГО
|
4687 (5)
|
-
|
|
|
6867,5
|
2180,5
|
Решения
1. Производственные запасы:
Затраты 4 кв. В день: 11340/90=126
тыс.руб.
Норматив на конец года: 126´45=5670 тыс.руб.
Прирост: 5670-3935=1735 тыс.руб.
5. Расчет налога на прибыль
Таблица 5
№
|
Показатель
|
Сумма тыс. руб.
|
1
|
Валовая прибыль.
Всего (з3,13)
|
17832,7
|
|
В том числе: доходы, облагаемые по другим налогам
|
1776
|
2
|
Льготы по налогу на прибыль
|
6220
|
3
|
Налогооблагаемая прибыль
|
9836,7
|
4
|
Ставка налога %
|
30%
|
|
В т.ч. в республиканский бюджет
|
11%
|
|
в местный бюджет
|
19%
|
5
|
А) Расчетная сумма налога на прибыль
|
2951
|
|
Б) Справочно: 50% суммы налога, исчисленного без учета
льгот
|
2408,5
|
6
|
Сумма налога, причитающаяся к уплате
|
2951
|
|
В т.ч. в федеральный бюджет 11%
|
1082
|
|
|
|