Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферы
производства и обращения, глубокие изменения экономических условий
хозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных для
народного хозяйства нашей страны методов обновления материально технической
базы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности.
Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг. Место лизингового
бизнеса в предпринимательстве определяется прежде всего самими объектами
лизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основных фондов
- машины, оборудование, транспортные и другие средства.
До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал
розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение
последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того,
чтобы занимать деньги для покупки аэроплана, компьютера, реактора или спутника
компания может взять его в лизинг. Авиа- и железнодорожные компании берут в
лизинг огромное количество оборудования, многие компании и мотели берут в
лизинг свое имущество, а различные магазины - здания и склады. Даже предприятия
коммунальных услуг обратились к лизингу, т. к. для них все труднее становится
брать деньги в кредит.
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового
рынка в СНГ, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка
оборудования (зна-чительный удельный вес морально устаревшего оборудования,
низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т.
д.). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который
объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
|