В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет
место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как
к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности ? Ответ
кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство
структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися
связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее.
Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что
руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где
никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений,
которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению,
пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического
прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от
тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий
малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию
к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам,
из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был
заторможен.
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете
последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического
кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя
не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные
компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних
и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года,
вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику?
Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически
это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению
новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного
курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только
центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный
упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ
является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к
появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России
на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению
власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей,
которые обладали огромными капиталами. Особенно важно создание малых
предприятий в сфере банковского дела. Ведь не секрет, что в России сейчас весь
капитал (около 80%) сосредоточен в руках 10 крупнейших Московских банков таких
как ОНЕКСИМ, МЕНАТЕП, РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ, МОСТБИЗНЕСБАНК и других.
Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании
нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и
падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для
развития мелкого предпринимательства в нашей стране.
Для начала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий в
структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала
90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы
составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например,
США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с
ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина
работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий
малого бизнеса для экономики этих стран.
В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17раз больше
нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10%
новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые
изобретатели.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому,
что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают
значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом
говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода,
а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят
предприятия малого бизнеса.
|